На муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Никаких особенностей по вопросу поручения муниципальному служащему дополнительной работы в порядке совмещения Закон № 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям применяются нормы Трудового кодекса РФ.

Если поручаемая дополнительная работа по другой профессии выполняется наряду с основной работой в течение рабочего времени, предусмотренного трудовым договором, то имеет место совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ).

Следовательно, при выполнении муниципальным служащим обязанностей отсутствующего сотрудника наряду с основной деятельностью в течение установленной продолжительности рабочего времени необходимо руководствоваться ст. 60.2 ТК РФ.

В соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Дополнительная работа оформляется соглашением о совмещении.

Согласно части первой ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Это означает, что доплата за выполнение дополнительной работы является обязательной. Поручить выполнение работы, не предусмотренной трудовым договором, без соответствующей доплаты нельзя и в том случае, если работник сам согласен на безвозмездное выполнение такой работы.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и(или) объема дополнительной работы (часть вторая ст. 151 ТК РФ).

В этой связи отметим, что трудовое законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты, ни правил, которыми могли бы руководствоваться работник и работодатель при определении размера доплаты.

Системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть первая ст. 144 ТК РФ).

Если эти акты также не ограничивают размеры доплаты, то стороны вправе определить ее самостоятельно. При этом нужно помнить, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ) и что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Поэтому размер доплаты за совмещение и другие виды дополнительной работы как часть зарплаты работника должен быть установлен с учетом этих принципов.

Соглашением сторон следует устанавливать либо фиксированный размер доплаты в рублях за определенный промежуток времени, либо объективный механизм, с помощью которого такой размер исчисляется. Иными словами, соглашение должно позволять определить конкретный размер доплаты с учетом всех обстоятельств.

В соответствии со ст. 11 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право, в частности, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Таким образом, при выполнении муниципальным служащим дополнительной работы в порядке совмещения представитель нанимателя (работодатель) обязан осуществлять доплату.

Если работодатель отказывается от установления доплаты за совмещение должностей (профессий), работник может отказаться от выполнения дополнительной работы.

Так, согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. При этом в силу части первой ст. 60.2 ТК РФ поручение работнику выполнения дополнительной работы в порядке совмещения возможно только с его согласия.

Согласно ст. 12 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. Таким образом, если представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий не достигнут соглашения о размере доплаты за выполнение обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией, или представитель нанимателя (работодатель) вообще не желает устанавливать указанную доплату, сотрудник может отказаться от выполнения дополнительной работы. Обязать сотрудника выполнять такую работу представитель нанимателя (работодатель) не вправе.

При этом муниципальный служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений (ст. 11 Закона № 25-ФЗ).