1. Право оперативного управления – это ограниченное вещное право определенных юридических лиц (учреждений и казенных предприятий) по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности учредителю, но закрепленным учредителем за этими юридическими лицами.
Собственником имущества учреждения, казенного предприятия является учредитель – публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ), является государственной собственностью (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Право оперативного управления имуществом является вещным правом. Это означает, что оно подлежит защите от нарушения любым лицом, вне зависимости от наличия или отсутствия с ним договорных отношений. В частности, лицо, обладающее имуществом на праве оперативного управления, вправе истребовать его из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права, не связанных с лишением владения. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (ст. 301, 304, 305 ГК РФ).
Право оперативного управления имеет следующие особенности:
- это право производно и зависимо от права собственности;
- данное право принадлежит лицам, не являющимся собственниками, которые ни при каких условиях не станут собственниками своего имущества, – т. е. речь идет о праве на чужое имущество (п. 1 ст. 216 ГК РФ);
- субъектами этого права могут быть только юридические лица, созданные в форме казенных предприятий и учреждений, финансируемых собственником (ст. 296 ГК РФ);
- его назначение состоит в обеспечении доступа к использованию имущества лицом, не являющимся его собственником;
- состоит из тех же правомочий (права владения, права пользования и права распоряжения имуществом), что и право собственности. Однако по сравнению с правом собственности эти правомочия более ограничены.
Полномочия лица, наделенного имуществом на праве оперативного управления, зависят от вида юридического лица (казенное предприятие или учреждение), типа учреждения. Они различаются объемом правомочий по распоряжению имуществом порядком наступления субсидиарной ответственности собственника имущества по долгам субъекта этого права. Пределы осуществления права устанавливаются:
- законом (ст. 296, п. 2–4 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
- целями создания юридического лица;
- заданиями собственника;
- видом и назначением имущества.
Право оперативного управления возникает на основании:
- закрепления собственником имущества (п. 1 ст. 299 ГК РФ);
- приобретения по сделкам или иным предусмотренным законом основаниям, включая плоды, продукцию и доходы от использования имущества (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается:
- в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника;
- по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности.
В ряде случаев на имущество, принадлежащее организации на праве оперативного управления, может быть обращено взыскание (п. 6 ст. 113, п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).
2. Право безвозмездного пользования, в отличие от права оперативного управления, является обязательственным правом. Оно возникает на основании договора.
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).
Данный договор предполагает ситуацию, при которой вещь временно не используется ее собственником, при этом он не намерен получать доход от ее отчуждения. Термины «договор безвозмездного пользования» и «договор ссуды» равнозначны. Следует отметить, что термин «ссуда» иногда употребляется и в значении займа. В этом случае возникают правоотношения, отличные от безвозмездного пользования, т. е. положения гл. 36 ГК РФ к ним не применяются.
В отличие от передачи имущества в оперативное управление, договор безвозмездного пользования может быть заключен между любыми физическими и юридическими лицами.
По смыслу ст. 129, п. 1 ст. 689 ГК РФ предметом договора безвозмездного пользования может быть любая вещь, не ограниченная в обороте, которая обладает индивидуальными признаками (индивидуально определенная вещь).
Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором. Он несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученной в безвозмездное пользование вещи (ст. 696, 697 ГК РФ). Однако ответственность за вред, причиненный третьему лицу в результате использования вещи, несет ссудодатель (собственник), если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя.
По своему характеру договор безвозмездного пользования близок к договору аренды. Как и договор аренды, договор безвозмездного пользования направлен на передачу вещи во временное пользование. Допускается заключение договора безвозмездного пользования на неопределенный срок, однако такой договор может быть расторгнут в любое время по инициативе любой из сторон (ст. 699 ГК РФ).
Поскольку имущество, переданное по договору безвозмездного пользования, не переходит в собственность ссудополучателя, он не вправе отчуждать это имущество. На это имущество не может быть обращено взыскание по долгам ссудополучателя.
3. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) под владельцем транспортного средства (далее – ТС) понимается собственник ТС (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее ТС на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником ТС, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником ТС.
Обязанности владельца ТС в части его государственного учета предусмотрены ч. 3 ст. 8 упомянутого Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил государственная регистрация ТС осуществляется регистрационными подразделениями ГИБДД за его владельцем (понятие «владелец» изложено в контексте п. 1 ст. 4 Закона).
Таким образом, полагаем, что за ссудополучателем (сторона по договору безвозмездного пользования) не может быть зарегистрировано ТС, а вот в случае закрепления ТС за учреждением на праве оперативного управления необходимо внести изменения в регистрационные данные в документах ГИБДД. В регистрационных документах транспортных средств после внесения изменений в качестве владельца будут указаны муниципальное унитарное предприятие или муниципальное учреждение. С момента регистрации транспортных средств за новыми владельцами именно они будут признаваться плательщиками транспортного налога.