Для граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусмотрены особенности приема на работу.

Во-первых, бывшие служащие в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы, а работодатели, в свою очередь, обязаны при заключении трудового договора с таким бывшим служащим сообщить об этом представителю нанимателя по последнему месту службы.

Во-вторых, если бывший служащий в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы устраивается на работу в организацию, отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления которой входили в его должностные (служебные) обязанности, то заключение трудового договора между таким гражданином и указанной организацией возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. В нем говорится о лицах, должности которых включены:

- в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557;

- в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утв. Указом № 557.

Таким образом, необходимость соблюдения требований, предусмотренных ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона № 273-ФЗ, возникает не только в том случае, если должность служащего содержится непосредственно в Указе № 557, но и если его должность содержится в перечне, утвержденном соответствующим федеральным органом в соответствии с Указом № 557 (см., например, постановления Верховного суда РФ от 29.09.2015 № 5-АД15-28, Пятого КСОЮ от 20.10.2022 № 16-2332/2022, Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.05.2017 № 4А-47/2017).

Что же касается должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы, то их перечни утверждаются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (см. п. 4 Указа № 925, постановления Верховного суда РФ от 08.06.2020 № 67-АД20-1, от 11.12.2014 № 56-АД14-7). Отметим, что, хотя в законе говорится об утверждении перечней нормативными актами РФ, какого-либо противоречия в этом нет, поскольку для целей Закона № 273-ФЗ под нормативными актами РФ понимаются в том числе законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты (п. 3 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение бывшим служащим требования о сообщении работодателю сведений о последнем месте своей службы влечет прекращение трудового договора. Причем, по мнению судей, основанием для увольнения в такой ситуации также является п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ (определения Первого КСОЮ от 15.03.2021 № 8Г-1833/2021, Краснодарского краевого суда от 27.01.2022 № 33-2663/2022, Московского городского суда от 14.10.2020 № 33-411258/2020).

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования (независимо от способа избрания) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Должностным лицом местного самоуправления является выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и(или) по организации деятельности органа местного самоуправления (см. ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования может избираться на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В любом случае глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования либо возглавляет местную администрацию (ч. 2 ст. 36 Закона № 131-ФЗ).

По смыслу ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления являются лицами, замещающими муниципальные должности. Муниципальным же служащим в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 25-ФЗ является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 25-ФЗ должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Таким образом, законодатель понятия «должность муниципальной службы» и «муниципальная должность» не отождествляет.

Итак, выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальные должности. Муниципальными служащими такие лица не являются в силу прямого указания ч. 2 ст. 1 Закона № 25-ФЗ. Аналогичные нормы закреплены в законодательстве о муниципальной службе субъектов РФ. Поэтому глава муниципального образования муниципальным служащим не является. Законодательством о муниципальной службе его деятельность не регулируется (см. ч. 2 ст. 1 Закона № 25-ФЗ).

В связи с этим, по нашему мнению, на бывшего главу муниципального образования требования, предусмотренные ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не распространяются.