Прежде всего отметим, что в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Таким образом, при размещении указанных объектов сделка по предоставлению земельного участка не совершается.

В этой связи также обратим внимание, что площадь земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта ни ЗК РФ, ни иными нормативно-правовыми актами не определена. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 582-ст) также не устанавливает нормативную площадь НТО и площадь земельных участков под НТО.

Косвенные упоминания максимальной площади земельного участка под НТО встречаются лишь в п. 2 Методических рекомендаций Минпромторга по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (см. письмо от 23 марта 2015 г. № ЕВ-5999/08), из которых следует, что закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации всех вариантов юридического оформлении размещения нестационарных торговых объектов и осуществления развозной торговли:

- договор аренды земельного участка – предпочтительный вариант, если земельный участок уже сформирован и договор заключен, а также если оформление земельного участка возможно по градостроительным нормам;

- в случае нового размещения павильонов более 100 кв. м или этажностью свыше одного этажа оформление договора аренды земельного участка обязательно.

Однако соблюдение этого правила не является обязательным. Так, в решении Ульяновского областного суда от 21 сентября 2021 г. № 3а-88/2021 суд указывает, что нормами федерального и регионального законодательства не предусмотрены обязательные к исполнению требования к размеру площадей нестационарных объектов различного назначения. Методические рекомендации не устанавливают обязательные к исполнению требования к площади нестационарных объектов – павильонов. Пункт 2 этого документа регламентирует вопросы юридического оформления размещения нестационарных объектов – павильонов более 100 кв. м.

При этом вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом № 381-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Кроме того, порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).

На основании ч. 1 и 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и(или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона № 131-ФЗ под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В этой связи полагаем, что максимальная площадь территории под НТО может определяться в Правилах благоустройства соответствующего муниципального образования, принятых в установленном законом порядке (однако в нашей практике подобных норм в Правилах благоустройства не встречалось), и, соответственно, в схеме расположения НТО. В этой связи смотрите апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 г. по делу № 66а-68/2022, решение Ульяновского областного суда от 21 сентября 2021 г. № 3а-88/2021.