Если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 ГК РФ). В качестве собственника имущества могут выступать различные публично-правовые образования – Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (ст.ст. 214, 215 ГК РФ). Права собственника от имени публично-правовых образований в рамках своей компетенции осуществляют органы местного самоуправления (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ). При этом на орган местного самоуправления возлагаются функции управления и распоряжения муниципальным имуществом.
По своему экономическому содержанию работы, связанные с содержанием имущества, относятся к благоустройству территории.
В соответствии с п. 3.2 ст. 3 Свода правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр, под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. Так, например, в соответствии с разъяснениями Минфина России от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35 под вложениями в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с деятельностью учреждения. К ним относят, например, устройство дорожек, площадей, парков, скверов, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т. д.
Кроме того, согласно п. 1.3 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр, к объектам благоустройства относятся, в том числе, детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга.
Объекты благоустройства, хотя и прочно связаны с землей, не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям (элемент благоустройства). Поэтому такие объекты не признаются объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством (см., в частности, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 № 09АП-4260/17, постановления ФАС УО от 12.09.2013 № Ф09-7798/13 по делу № А34-6477/2012, ФАС СЗО от 17.05.2012 по делу № Ф26-7683/2010, постановления Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11, от 04.09.2012 № 3809/12, от 28.05.2013 № 17085/12).
Таким образом, ремонт твердого покрытия центральной площади в полной мере может быть отнесен к работам по благоустройству территории. Финансовое обеспечение оказания услуг по благоустройству территории муниципального образования относится к ведению соответствующего органа местного самоуправления.
Смета на выполнение работ, если ее наличие является обязательным для данного вида договора, может носить указанное в вопросе название – «Благоустройство центральной площади сельского поселения».
Напомним, что в соответствии со ст. 709 ГК РФ смета – это документ, в котором определяется цена договора подряда. Смета составляется подрядчиком, но приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Обязательным составление сметы в качестве приложения к договору является только при заключении договора строительного подряда (п. 1 ст. 743 ГК РФ), при заключении всех остальных видов договора подряда, предусмотренных гл. 37 ГК РФ, оформление сметы не является обязательным.