В соответствии с п. 4 части 1 ст. 36 ЖК РФ, пп.пп. «е», «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества МКД входит земельный участок, на котором расположен МКД, а также элементы озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного МКД и расположенные на указанном земельном участке объекты (придомовая территория).
Расходы по содержанию придомовой территории несут собственники в виде платы за содержание общего имущества (часть 1 ст. 39 ЖК РФ), которая входит в плату за содержание жилья (п. 2 части 1 ст. 154 ЖК РФ).
Содержание придомовой территории включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объектов, расположенных на придомовой территории (пп. «з» п. 11 Правил № 491).
Придомовая территория представляет собой земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и предназначенные для его обслуживания и благоустройства объекты с элементами озеленения и благоустройства. Благоустройство предполагает организацию и создание: мест отдыха; детских, физкультурных и хозяйственных площадок; зеленых насаждений; пешеходных дорожек; проездов и мест стоянки автомобильного транспорта; мест размещения контейнеров; мест выгула собак.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, составляет общее имущество данного дома и принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
Работы по благоустройству придомовых территорий осуществляются в пределах: квартала (микрорайона); группы многоквартирных домов или для отдельного дома.
Придомовая территория многоквартирного дома организуется с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.
Уборка придомовой территории должна проводиться ежедневно. В теплое время года обязателен полив территории, а в зимнее время – антигололедные мероприятия.
Территория дворов многоквартирных домов должна быть освещена в вечернее время суток.
Сама по себе придомовая территория не является ни элементом, ни объектом благоустройства (см. п.п. 3.2, 3.11, 3.12, 3.22а, 3.23 Свода правил СП 82.13330.2016, а также до 16.09.2020 п.п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр).
По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письма Минфина России от 01.04.2016 № 03-03-06/1/18575, от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35, от 10.08.2012 № 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 № 03-03-06/1/386).
Вместе с тем при проведении работ по благоустройству территории могут создаваться объекты, отвечающие критериям, установленным Инструкцией № 157н и Стандартом «Основные средства» для их признания основными средствами, которые в целях бухгалтерского учета могут отражаться на соответствующих аналитических счетах счета 101 00 «Основные средства». Отнесение материальных ценностей к одному или нескольким инвентарным объектам, в том числе определение срока их полезного использования, относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (далее – комиссия), которая самостоятельно принимает решение исходя из функционального назначения и направления использования данных объектов, а также основываясь на положениях учетной политики в части возможности объединения комплекса объектов основных средств в один инвентарный объект (п. 34 Инструкции № 157н). Кроме того, такое решение является субъективным – оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества (см. также письмо Минфина России от 11.11.2013 № 02-06-010/48099).
В соответствии с положениями Порядка № 209н расходы на благоустройство территории, находящейся в оперативном управлении учреждения, в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства, следует отражать (письмо Минфина России от 13.09.2019 № 02-08-05/70775):
- приобретение (создание) НФА отражается по соответствующим статьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов»: 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
- расходы по оплате работ и услуг по благоустройству, формирующие капвложения, подлежат отражению по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ;
- оплата работ и услуг, произведенных в целях содержания, ремонта, обслуживания, поддержания и(или) восстановления функциональных и пользовательских характеристик уже имеющихся объектов, – по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;
- расходы, не связанные с ремонтом и не формирующие капитальные вложения, – по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
При этом порядок применения той или иной статьи (подстатьи) КОСГУ зависит не только от формулировки предмета контракта, но и от порядка документального оформления результатов исполнения контрагентом своих обязательств. Так, для отнесения расходов в рамках одного контракта на различные статьи (подстатьи) КОСГУ необходимо располагать документами, оформляющими самостоятельный факт хозяйственной жизни. То есть для применения статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» необходимо наличие первичного учетного документа, подтверждающего создание (изготовление) объекта, подлежащего учету в качестве объекта основных средств (например, установка скамеек, устройство тротуарного покрытия, детских площадок и т. п.).
В рассматриваемом же случае контрактом не предусмотрено документальное оформление отдельных результатов выполненных работ, а оформляется один документ, подтверждающий приемку всего комплекса работ, предусмотренных контрактом, соответственно, основания для распределения расходов между отдельными статьями (подстатьями) КОСГУ отсутствуют.
Так, решение о применении подстатьи 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ будет обоснованным, если комиссией по поступлению и выбытию активов будет принято решение, что все расходы подлежат включению в стоимость созданных объектов благоустройства.
Если же часть расходов будет отнесена на финансовый результат, то может быть принято решение об отнесении всех расходов по контракту на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Дело в том, что в настоящее время порядок отнесения расходов по договору подряда в случае, если часть расходов будут формировать капитальные вложения, а часть нет, Порядком № 209н не урегулирован. В то же время аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка № 209н). При этом именно на подстатью 226 КОСГУ относятся расходы на оплату прочих работ не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
В случае если весь комплекс работ осуществляется в рамках договора подряда и результаты выполненных работ оформляются одним актом, содержащим информацию о созданных в результате работ самостоятельных объектах благоустройства, даже при отнесении всех расходов на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ у комиссии по поступлению и выбытию активов могут быть все основания для принятия решения о принятии их к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов. При этом информация об элементах благоустройства, которые не учитываются в качестве самостоятельных объектов, указывается в Инвентарной карточке (ф. 0504031) земельного участка.
Таким образом, в случае если комиссией по поступлению и выбытию активов будет принято решение о том, что расходы на оплату работ по благоустройству территории могут быть частично отнесены на увеличение первоначальной стоимости основных средств, в бухучете казенного учреждения могут быть отражены корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 302 26 73Х – на финрезультат отнесены расходы по благоустройству территории, не формирующие первоначальную стоимость объектов основных средств.
2. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 302 26 73Х – отражены вложения в созданные объекты основных средств.
3. Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит КРБ 1 106 31 310 – приняты к учету объекты основных средств, созданные в результате произведенных работ по благоустройству придомовой территории.