Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ поставила точку в споре между налогоплательщиком и ФНС в части правильности определения льготной ставки земельного налога. Именно эту позицию налоговое ведомство изложило в письме от 23 марта 2023 г. № БС-4-21/3510@.
Суть спора заключалась в том, что ФНС не согласилась с налогоплательщиком в применении пониженной ставки земельного налога (0,3 %), так как земля под объектами ЖКХ, которые находились на части рассматриваемого земельного участка, была не выделена. Именно поэтому налоговое ведомство посчитало, что применению подлежит общая ставка 1,5 %.
И началась битва… Налогоплательщик в качестве доказательств представил в суд:
- техническое заключение кадастрового инженера;
- документы, подтверждающие факт оказания услуг населению.
Тем самым он доказал наличие на земле именно объектов ЖКХ.
Земля под этими объектами не была сформирована ввиду сложностей, возникших не по вине налогоплательщика, а из-за трудности выделения земли под пересекающимися линейными сооружениями.
Изначально позицию налогоплательщика поддержали АС Московской области от 03.03.2022 и Десятый ААС от 02.06.2022. А вот АС Московского округа посчитал, что суды неверно применили нормы налогового законодательства, так как в силу п. 1 ст. 389, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 394 НК РФ на один земельный участок не может быть установлено несколько налоговых ставок. Далее последовало обращение налогоплательщика в СК по экономическим спорам Верховного суда РФ. По результатам рассмотрения СКЭС ВС РФ постановление АС кассационной инстанции отменено и оставлено в силе решение судов первой и апелляционной инстанций (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 21 марта 2023 г. № 305-ЭС22-24825).
В основу такого решения легло указание на правильность применения норм налогового законодательства. В частности, основанием для отдельного расчета налоговой базы, исходя из п. 2 ст. 391 НК РФ, является установление различных налоговых ставок в отношении земельного участка. Ввиду того, что порядок такого расчета не определен, суд, опираясь на п. 7 ст. 3 НК РФ, указал, что налоговая база в отношении части участка, приходящегося на объекты ЖКХ, должна определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка.
А отсюда, опираясь на п. 1 ст. 54 НК РФ, следует прямой вывод, что отдельный расчет налоговой базы может производиться на основе различных документально подтвержденных данных:
- сведения из ЕГРН;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости;
- карты (планы) объектов землеустройства;
- планы земельных участков, при условии, что они позволяют достоверно определить площадь земельного участка, занятого объектами инженерной инфраструктуры.