Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний скорректирован с 04.04.2023 приказом Минтруда России от 27 декабря 2022 г. № 818н.
Приказом Минтруда России от 15 декабря 2022 г. № 782н с 12.03.2023 внесены изменения в некоторые нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ.
В зависимости от того, к какому классу риска относится основной вид деятельности страхователя, будет устанавливаться коэффициент по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти полномочия с 2023 года переданы в Социальный фонд.
Для отнесения обособленных подразделений к самостоятельным классификационным единицам (СКЕ) и подтверждения видов экономической деятельности таких подразделений страхователи должны представить в территориальный орган СФР подраздел 2.1.1 формы ЕФС-1. Основной вид своей деятельности по итогам предыдущего года страхователи определяют самостоятельно после сдачи в ФНС бухгалтерского баланса за 2022 год в срок до 15 апреля 2023 года. Для этого необходимо представить в территориальный орган СФР:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
- копию пояснительной записки к Балансу за 2022 год.
Форма заявлений о подтверждении основного вида экономической деятельности и о выделении подразделений страхователя в СКЕ в его составе с 04 апреля 2023 года новая.
Если заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности не будет подано своевременно, то СФР установит для него тариф по имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду деятельности, определенному по кодам ОКВЭД на основании выписки из ЕГРЮЛ.
То есть не успели вовремя подать сведения – платить будем больше.
Не успевшим придется решать вопрос только в судебном порядке, благо суды пока на стороне страхователей. Отменяя решения Фонда о применении максимального тарифа, суды исходят из того, что:
- страхователь, своевременно не подтвердивший основной вид деятельности, не может быть лишен возможности сделать это даже после того, как ФСС самостоятельно установит размер страхового тарифа. Фонд должен рассмотреть документы и в соответствии с ними скорректировать тариф. Страховые взносы должны иметь экономическое основание, они не могут быть произвольными;
- виды деятельности, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют;
- установление более высокого тарифа – не санкция за нарушение сроков, а мера обеспечения прав работников на страховое обеспечение в том случае, если работодатель не подтвердит основной вид деятельности. Такой же вывод изложен Верховным судом РФ.