Постановление Восьмого ААС от 20.07.2023 № 08АП-5780/23 вызвало дискуссию о применении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Так, предприятие обратилось в суд ввиду отказа со стороны СФР ему в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Обстоятельства дела таковы: сотрудник, находящийся в служебной командировке, при поездке в такси попал в ДТП со смертельным исходом как самого работника (пассажира), так и водителя такси. По результатам данного происшествия был составлен акт о несчастном случае на производстве, из которого следует, что он произошел по вине третьих лиц. Социальный фонд России, принимая решение об отказе в применении скидки, указал, что вина третьих лиц, которая привела к ДТП, правового значения не имеет. Однако суд признал такой подход неправильным.
Пунктом 4 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Правительством РФ, указано, что если страховой случай со смертельным исходом произошел не по вине третьих лиц, то скидка на очередной финансовый год страхователю не устанавливается.
Таким образом, обстоятельства, по вине какого именно лица произошел несчастный страховой случай со смертельным исходом, имеют существенное правовое значение. Положения Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минтруда РФ, не содержат указаний на то, что отражает показатель «К» (количество случаев, признанных страховыми за три года, предшествующих текущему), поэтому должен учитывать случаи, произошедшие по вине третьих лиц.