В последнее время в бюджетной сфере все чаще наблюдается централизация учетных функций. Это означает, что полномочия по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности передаются централизованной бухгалтерии, которая обслуживает сразу несколько учреждений. Однако в самом учреждении остается еще очень много вопросов, требующих наличия бухгалтера на месте, для решения таких вопросов, как:
- ведение кассовых операций;
- работа с первичными учетными документами;
- для ввода в программу ЭДО приказов по зарплате и иным выплатам, других кадровых документов и т. д.
Возникает вопрос: может ли учреждение оплатить дополнительное обучение бухгалтера, если учетные функции переданы централизованной бухгалтерии?
Ответ на этот вопрос был дан Арбитражным судом Вологодской области, вынесшим решение от 04 июля 2023 г. по делу № А13-12572/2021.
По материалам этого дела, учреждение оплатило своему бухгалтеру курсы повышения квалификации по проведению операций финансовой отчетности. КСП посчитала данные финансовые вложения нецелевыми, так как соответствующий обучению функционал должна исполнять централизованная бухгалтерия. Однако у суда сформировалось другое мнение на этот счет: учетные функции в равных долях исполняются учреждением и ЦБ, а бухгалтер, в свою очередь, занимается оформлением и передачей в ЦБ данных для формирования разделов и таблиц в отчетности, как указано в Пояснительной записке (ф. 0503160). Более того, суд указал, что бухгалтер без соответствующего соглашения не вправе формировать отчетность. Также в должностной инструкции бухгалтера указано обязательное систематическое прохождение допобучения. Бухгалтер работает на 0,5 ставки в учреждении и является внешним совместителем в ЦБ, занимаясь составлением основного перечня отчетных форм. При указанных обстоятельствах расходы учреждения на дополнительное обучение бухгалтера не могут быть признаны нецелевыми.