В общем случае ст. 138 ТК РФ устанавливает лимит на удержания, не превышающий 20 % от каждой выплаты зарплаты. Возникает вопрос: распространяется ли данное ограничение на расчет с увольняемым сотрудником, предусмотренный ст. 140 ТК РФ?
Согласно определению от 02.04.2025 № 33-3653/2025 Верховный суд Республики Крым придерживается мнения, что нет. Суд отклонил иск работника о взыскании невыплаченной при увольнении заработной платы, несмотря на полное удержание всей суммы расчета.
Суд установил, что долг истца перед работодателем за неотработанные дни отпуска превышал сумму, причитающуюся ему при увольнении. Это, по мнению суда, оправдывало полное удержание. Суд постановил, что ограничения, установленные ст. 138 ТК РФ, не применяются в данной ситуации, поскольку они относятся к текущим трудовым отношениям и регулируют удержания из зарплаты при каждой ее выплате, то есть при регулярных (ежемесячных) выплатах, а не при окончательном расчете между работником и работодателем при прекращении трудового договора.
Следует отметить, что такая точка зрения довольно распространена в судебной практике.
Однако существует и противоположная позиция. Считается, что формулировка ст. 138 ТК РФ не предусматривает исключений для каких-либо случаев выплаты заработной платы. Выплата при увольнении отличается лишь сроком, установленным законом. Сторонники этого подхода также встречаются среди правоприменителей, в частности, Минтруд России высказывался о 20-процентном ограничении удержаний при увольнении (письма от 22.10.2018 и от 30.03.2021). Многие судьи разделяют эту точку зрения (см., например, определения Третьего КСОЮ от 28.09.2020 и др.).