Пени за просрочку исполнения обязательств по уплате арендных платежей являются разновидностью неустойки (ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ).
По мнению специалистов финансового ведомства, письменным подтверждением признания должником обязанности по уплате сумм пеней за нарушение договорных обязательств, исходя из обычаев делового оборота, могут являться любые действия контрагента, удостоверяющие факт признания нарушения обязательства, позволяющие определить размер суммы, признанной должником, то есть это может быть (см. письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19.02.2016 № 03-03-06/1/9336, от 30.10.2017 № 03-03-06/1/54946, от 17.12.2013 № 03-03-10/55534):
- двусторонний акт о признании начисленных пеней;
- письменное подтверждение арендатора о согласии в расчетах пеней;
- фактическая оплата (полная или частичная) рассчитанных арендодателем пеней.
Учитывая, что ведение бухгалтерского учета учреждением осуществляется методом начисления, согласно которому результаты хозяйственных операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения (п. 16 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н), начисление неустойки (пеней) учреждением (арендодателем) возникает на дату признания неустойки должником (арендатором), то есть на дату:
- подписания двустороннего акта;
- письменного подтверждения арендатором своего согласия с рассчитанной неустойкой (пенями);
- фактического поступления денежных средств, если согласие с неустойкой арендатор выразил ее уплатой.
В соответствии с положениями приказов Минфина России № 85н и 209н доходы в виде суммы неустойки (штрафы, пени и т. п.) учитываются организациями государственного сектора по аналитической группе подвида доходов бюджетов 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» и относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.
Учет расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, осуществляется с применением счета 0 209 41 560 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).
Таким образом, операции по начислению и поступлению сумм пеней, предусмотренных договором аренды, отражаются в бухгалтерском учете учреждения с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 1 209 41 56Х Кредит 1 401 10 141 – отражено начисление пени по договору;
2. Дебет 1 201 11 510 Кредит 1 209 41 66Х увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141) – отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения.
Доходы от штрафов, неустоек, пеней, уплаченных в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору аренды перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) сельского поселения с 01 января 2020 года в соответствии с приказом № 85н учитываются по коду классификации доходов бюджетов 000 1 16 07090 10 0000 140 «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) сельского поселения» (письмо Минфина России от 23 апреля 2020 г. № 02-05-10/32795).