В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, администрация муниципального образования одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального учреждения.
По общему правилу на балансовых счетах казенного учреждения может учитываться только то имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления (п.п. 38, 56 Инструкции № 157н).
В данном случае речь идет именно об объектах основных средств, которые отнесены на балансовые счета администрации, на правах оперативного управления.
В том случае, если хозяйственная операция осуществляется органом местного самоуправления в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности и закрепленного за муниципальным учреждением – администрацией сельского поселения на праве оперативного управления, можно говорить о том, что в такой ситуации орган местного самоуправления действует как юридическое лицо.
Единственное условие – казенные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Следовательно, получив согласие, Вы вправе продать данное имущество.
При этом на подобные отношения не распространяется законодательство о приватизации (пп. 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), а также порядок, предусмотренный ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2012 № Ф06-3569/12, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2012 № Ф01-2839/12).
Поэтому если каким-либо нормативным актом либо порядком отчуждения имущества, который должен применяться учреждением в силу указания органа, осуществляющего полномочия собственника имущества учреждения, не предусмотрено, что реализация имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, должна осуществляться исключительно путем проведения торгов (а о наличии таких актов нам не известно), то учреждение вправе с согласия собственника продавать такое имущество без проведения торгов (в том числе и физическому лицу). При этом соответствующий договор может быть заключен и по результатам проведения торгов в порядке, предусмотренном ст.ст. 447, 448 ГК РФ.
Также стоит напомнить, что при распоряжении имуществом, закрепленным за государственным учреждением на праве оперативного управления, если распоряжение таким имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества, необходимо проведение оценки такого имущества с привлечением оценщика (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Однако в случаях, когда законодательство не требует при определении цены договора руководствоваться стоимостью объекта имущества, указанной в отчете независимого оценщика, величина рыночной или иной стоимости объекта, содержащаяся в таком отчете, для целей заключения договора является рекомендуемой (п. 3 информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 № 92, см. также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2009 № А19-13397/08-13-Ф02-2381/2009).
Таким образом, в рассматриваемом случае для продажи автомобиля необходимы отчет оценщика и решение представительного органа о продаже имущества. Продажа может быть осуществлена без проведения торгов.
Ни ГК РФ, ни какой-либо иной документ не устанавливают порядок определения цены, по которой казенное учреждение вправе продать имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления. Поэтому при определении цены объекта продажи администрация сельского поселения может воспользоваться как ценой, указанной в отчете независимого оценщика, так и иной ценой, в том числе балансовой.
Если будет принято решение о продаже имущества по результатам аукциона, то начальная цена подлежащего приватизации имущества устанавливается в случаях, предусмотренных Законом № 178-ФЗ, в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность (ст. 12 Закона № 178-ФЗ), то есть цена будет определяться по результатам оценки имущества.
НДС
Обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет возникает у органов власти (местного самоуправления) при реализации имущества, закрепленного за такими органами для ведения деятельности на праве оперативного управления (письмо ФНС России от 15.04.2014 № СА-4-7/7201).
В письме Минфина России от 06.06.2012 № 03-03-05/48 разъясняется, что не освобождается от налогообложения НДС и реализация органами власти высвобождаемого движимого имущества. Специальной нормы в отношении высвобождаемого имущества гл. 21 НК РФ не содержит. Вместе с тем в п. 3 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040 в части налогообложения НДС высвобождаемого имущества уточняется, что доходы от реализации указанного высвобождаемого имущества учитываются в порядке, установленном для реализации (передачи) имущества казны. Соответственно, при реализации высвобождаемого имущества налоговая база по НДС в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ определяется налоговым агентом. По мнению специалистов финансового ведомства, подобный порядок уплаты НДС применяется, если решение о высвобождении государственного (муниципального) имущества принято в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (письмо Минфина России от 12.05.2014 № 03-03-06/4/22087).
Также будет облагаться НДС в общеустановленном порядке и реализация имущественных прав (письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-07-11/184).
Таким образом, при продаже автомобиля, учитываемого в составе объектом основных средств, администрация сельского поселения исчислит и перечислит НДС в бюджет в общеустановленном порядке. Налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном приказом Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558@.
Налог на прибыль
Для целей налогообложения прибыли решающее значение имеет то, в каком качестве выступает орган власти при реализации имущества.
Если доходы получены от продажи имущества, закрепленного за органом власти (местного самоуправления) на праве оперативного управления для ведения этим органом его деятельности, они являются доходами этой организации и, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (постановление ФАС Уральского округа от 30.04.2014 № Ф09-1870/14).
Если же доходы получены от продажи (передачи) имущества казны, то есть имущества, в отношении которого орган власти осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, такие доходы являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает (письма Минфина России от 02.12.2016 № 03-03-05/71652, от 27.08.2015 № 03-03-05/49365, от 03.11.2006 № 03-03-04/4/174). Не уплачивается налог на прибыль и при реализации высвобождаемого в установленном законодательством порядке имущества (письма Минфина России от 03.08.2015 № 03-03-05/44582, от 12.05.2014 № 03-03-06/4/22087, от 02.08.2012 № 02-03-09/3040).
Таким образом, при продаже автомобиля, учитываемого в составе объектом основных средств, администрация сельского поселения исчислит и перечислит налог на прибыль в бюджет в общеустановленном порядке. Налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном приказом Федеральной налоговой службы от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572@.