Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст. 296 ГК РФ).
Отметим, что по смыслу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом или право оперативного управления имуществом возникает при наличии одновременно двух условий: наличия соответствующего решения собственника и фактической передачи имущества унитарному предприятию или учреждению.
В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Как указал ВАС в п. 9 постановления Пленума от 22.06.2006 № 21, собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
В силу положений п. 3 ст. 215 ГК РФ муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Поэтому изъятое из оперативного управления автономного учреждения имущество должно быть учтено уполномоченным органом в составе имущества муниципальной казны до его закрепления на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за другим учреждением (предприятием).
Таким образом, собственник вправе распоряжаться только изъятым неиспользуемым или используемым не по назначению имуществом учреждения. Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 16.07.2009 № КГ-А40/6629-09-П и от 05.06.2006 № КГ-А40/4883-06, Северо-Западного округа от 03.04.2009 № А52-2101/2008, Северо-Кавказского округа от 17.08.2005 № Ф08-3480/05, Западно-Сибирского округа от 16.02.2005 № Ф04-394/2005(8340-А03-39), Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 № 17АП-145/09).
Вместе с тем в муниципальном образовании может быть установлен порядок, в соответствии с которым передача имущества между муниципальным учреждением и предприятием данного муниципального образования может осуществляться напрямую, минуя казну, на основании распорядительного акта администрации, предусматривающего прекращение права оперативного управления имуществом у учреждения и закрепление права хозяйственного ведения за предприятием (см., например, письмо Минфина России от 01.04.2011 № 02-06-10/1209).
Передача в соответствии с законодательством Российской Федерации объекта основных средств, ранее закрепленного за бюджетным учреждением, безвозмездно может быть отражена с применением счета 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».
Инструкцией № 174н закреплено, что счет 0 401 20 241 используется при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления).
В то же время в описании подстатьи 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» КОСГУ, которая в силу п. 21 Инструкции № 157н указывается в 24–26 разрядах номера счета 401 20, разъяснено, что под государственными и муниципальными организациями понимаются государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
Таким образом, передача имущества муниципальным бюджетным учреждением муниципальному унитарному предприятию по распоряжению собственника имущества отражается в бухгалтерском учете автономного учреждения следующей бухгалтерской записью:
Дебет 0 401 20 241 Кредит 0 101 ХХ 000.
Дебет 0 104 ХХ 000 Кредит 0 401 20 241. В части передачи амортизации по объекту.
Операции по формированию расчетов с учредителем оформляются бухгалтерскими записями в соответствии с Инструкцией № 174н. В частности, отражение осуществляется по методу «Красное сторно» по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в сумме балансовой стоимости выбывающего имущества.
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемой ситуации выбытие имущества осуществляется на основании распоряжения учредителя, согласно которому в отношении бюджетного учреждения прекращается право оперативного управления, на сумму балансовой стоимости данного имущества необходимо отразить корректировку счета 210 06.
Кроме того, в силу абз. 14 п. 74 Инструкции № 162н показатели, отраженные у бюджетного учреждения на счете 210 06 и у органа местного самоуправления на счете 204 33 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях», должны быть сопоставимы (см. также письмо Минфина России от 07.07.2011 № 02-06-07/2832).
Изменение (корректировка) показателя счета 210 06 осуществляется с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности). Подобная корректировка, в частности, может проводиться даже «в режиме реального времени», то есть непосредственно при отражении в учете любых операций по поступлению или выбытию особо ценного движимого и соответствующего недвижимого имущества (см. письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798).