Коды ОКВЭД (коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) относятся к числу сведений о юридическом лице, подлежащих включению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (пп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») (далее - Закон № 129-ФЗ). Коды определяются юридическим лицом самостоятельно. Указанные юридическим лицом коды по ОКВЭД вносятся регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для государственной регистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД (письмо ФНС России от 03.09.2018 № ЕД-19-2/263@).
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ по общему правилу коммерческие организации обладают универсальной правоспособностью. Коды ОКВЭД не требуется указывать в учредительных документах, а при указании их в учредительных документах нет необходимости вносить изменения, если организация планирует осуществлять новые виды деятельности. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации (ее обособленных подразделений) заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности. Арбитражные суды неоднократно приходили к выводу о том, что присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законом (смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 06.09.2016 № Ф10-1446/15). То, что присвоение какого-либо кода вида деятельности по ОКВЭД не лишает организацию права на осуществление других видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды, подтверждено и в письме ФНС России от 03.09.2018 № ЕД-19-2/263@.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о кодах сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Обратите внимание, изменение сведений о кодах по ОКВЭД по смыслу указанного закона подразумевает, что юридическое лицо уже осуществляет виды деятельности (собирается осуществлять виды деятельности), не включенные в ЕГРЮЛ.
Ни одним нормативным актом не предусмотрено указание в учредительных документах юридического лица видов допустимой к осуществлению деятельности строго в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД или каком-либо ином классификаторе, равно как с указанием конкретных кодов ОКВЭД. Арбитражные суды неоднократно указывали, что ОКВЭД предназначен исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и не влияет на правоспособность того или иного юридического лица (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 № А58-3238/07-Ф02-8696/2007, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 № Ф07-2477/2010, постановления АС Центрального округа от 06.09.2016 № Ф10-1446/15, Седьмого ААС от 24.04.2015 № 07АП-1643/15).
Таким образом, юридическое лицо вправе осуществлять и такие виды деятельности, коды по которым не включены в ЕГРЮЛ. Отсутствие у юридического лица зарегистрированного кода ОКВЭД не препятствует заключению с ним договора на оказание услуг соответствующего кода и не влечет правовых последствий для его контрагента.
При этом корректировка указанных сведений (кодов ОКВЭД) необходима организациям и предпринимателям во избежание споров с налоговыми органами, связанных с применением специальных налоговых режимов или налоговых льгот, установленных для определенных видов деятельности. Также отметим, что налоговый орган может порекомендовать юридическому лицу внести изменения в сведения о кодах ОКВЭД, содержащихся в ЕГРЮЛ, если налоговыми органами при осуществлении функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах выявлено несоответствие кода вида экономической деятельности, заявленного налогоплательщиком, его фактическому виду деятельности (письмо ФНС России от 30.05.2018 № ЕД-4-15/10392@).