В соответствии с ч.ч. 4, 6-9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан уплатить неустойку (штрафы, пени) по требованию заказчика. Условие об ответственности контрагента обязательно включается в контракт.
В ст. 96 Закона № 44-ФЗ, содержащей нормы об обеспечении исполнения контракта, нет указаний на то, что заказчик вправе во внесудебном порядке вычесть сумму подлежащей уплате контрагентом пени из суммы такого обеспечения, хотя представители Минэкономразвития России считают такие действия заказчика правомерными (смотрите, например, письма от 31.12.2014 № Д28И-2914, от 31.12.2014 № Д28И-2915). Поэтому в связи с тем, что в настоящее время позиция в отношении зачетных операций не совсем однозначная, федеральному казенному учреждению следует принять для себя одно из двух решений:
- о возврате денежных средств, полученных в качестве обеспечения исполнения контракта поставщиком;
- о зачете обязательств.
В случае если казенным учреждением будет принято решение о втором варианте учета, то рассматриваемую ситуацию, по нашему мнению, можно отразить как зачет встречных однородных требований (ст. 410 ГК РФ).
Зачет как способ прекращения обязательства является односторонней сделкой, для совершения которой необходимы определенные условия: требования должны быть встречными, однородными, а срок исполнения по ним (за исключением случаев, когда он не указан или определен моментом востребования) должен наступить (п. 2 ст. 154, ст. 410 ГК РФ). Закон № 44-ФЗ не устанавливает запрета на прекращение обязательств зачетом (ст. 411 ГК РФ). В силу ст. 410 ГК РФ для зачета достаточно заявления одной стороны.
Из существующей судебной практики можно сделать вывод, что требования о возврате суммы обеспечения и об уплате пени являются однородными, поэтому могут быть (полностью либо частично) прекращены зачетом по заявлению заказчика (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65, постановления Третьего ААС от 01.08.2014 № 03АП-2849/14 и Восемнадцатого ААС от 08.07.2014 № 18АП-6125/14, АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2015 № Ф08-9866/14, Пятнадцатого ААС от 15.01.2015 № 15АП-21743/14, Четвертого ААС от 28.11.2014 № 04АП-5761/14, Четырнадцатого ААС от 04.03.2015 № 14АП-11150/14).
Получатели бюджетных средств отражают в регистрах бюджетного учета начисление и получение сумм пеней в качестве доходов бюджета (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 2 письма Минфина России от 17.09.2015 № 02-08-07/53443). В соответствии с действующим законодательством РФ любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 17.09.2015 № 02-08-07/53443).
Получатели бюджетных средств при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) дополнительных бюджетных и денежных обязательств не принимают - часть задолженности перед поставщиком, числящаяся на счете 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», погашается путем перечисления зачтенных (удержанных) сумм неустоек в доход бюджета (см. письмо Минфина России от 26.12.2011 № 02-11-00/5959). Перечисление средств в доход бюджета отражается по тому же коду бюджетной классификации, по которому производится оплата контракта. При этом могут применяться корреспонденции:
Дебет
|
Кредит
|
Содержание операции
|
КДБ 1 209 41 56Х
|
КДБ 1 401 40 141
|
Контрагенту предъявлено требование об уплате неустойки
|
КДБ 1 401 40 141
|
КДБ 1 401 10 141
|
При прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) признаны доходы текущего года
|
КРБ 1 302 ХХ 83Х
|
КРБ 1 304 05 200
|
Сумма удержанной неустойки перечислена в доход бюджета
|
КРБ 1 302 ХХ 83Х
|
КРБ 1 304 05 200
|
Произведена оплата контрагенту (за минусом суммы удержанной неустойки)
|
КДБ 1 210 02 141
|
КДБ 1 209 41 66Х
|
Сумма удержанной неустойки поступила в бюджет (на основании данных выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета)
|