Положениями Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), определен порядок отражения в бюджетном учете, в частности, следующих операций с нефинансовыми активами, осуществляемых в рамках движения объектов подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного или разного уровня бюджета:
- принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных объектов основных средств (п. 7 Инструкции № 162н);
- безвозмездная передача объектов основных средств (п. 10 Инструкции № 162н);
- отражение ранее начисленной амортизации при безвозмездной передаче и получении нефинансовых активов (п. 19 Инструкции № 162н).
Во всех вышеуказанных операциях в рамках движения объектов в учете принимающей стороны используется счет 1 401 10 180 «Прочие доходы».
Передача объектов основных средств должна быть оформлена соответствующими первичными учетными документами, составленными по унифицированным формам либо содержащими обязательные реквизиты, перечисленные в п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Операции по поступлению и выбытию нефинансовых активов оформляются бухгалтерскими записями на основании первичных (сводных) учетных документов, предусмотренных п.п. 6, 9 Инструкции № 162н (акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)).
Кроме того, согласно положениям Методических указаний (Приложение 5 к приказу № 52н) при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных расчетах, используется Извещение (ф. 0504805).
Таким образом, межведомственная передача объектов нефинансовых активов в бюджетном учете принимающей стороны может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
Дебет КРБ 1 101 00 310 Кредит КДБ 1 401 10 180 – принятие безвозмездно полученных основных средств (недвижимое имущество – Дом культуры);
Дебет КДБ 1 401 10 180 Кредит КРБ 1 104 00 410 – отражена ранее начисленная амортизация по полученным основным средствам (недвижимое имущество – Дом культуры).
К сведению:
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же «автоматически» поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (см., в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Возможность отнесения того или иного имущества к имуществу казны должна быть социально и экономически обоснована. И при принятии решения о передаче указанного имущества в состав казны данная передача должна быть осуществлена в порядке, определенном нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Таким образом, Вы самостоятельно определяете, какое имущество включить в состав муниципальной казны, а какое отнести к объектам основных средств, т. е. передать в оперативное управление администрации сельского поселения как юридическому лицу – казенному учреждению.
В основе обоснования, как правило, лежит принцип «необходимо ли данное имущество для исполнения полномочий органа местного самоуправления или нет». Если да, то основные средства, если нет – муниципальная казна.
По общему правилу нефинансовые активы, входящие в состав казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (п. 141 Инструкции № 157н, п. 38 Инструкции № 162н):
- 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
- 0 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну»;
- 0 108 53 000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;
- 0 108 54 000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;
- 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
- 0 108 56 000 «Материальные запасы, составляющие казну».
Перевод имущества в состав муниципальный казны возможен в любое время.