В спор с Роспотребнадзором вступил водоканал. Причиной послужило возбужденное в отношении последнего дела об административном правонарушении на основании итогов лабораторных исследований питьевой воды, проведенных в рамках социально-гигиенического мониторинга. При этом каких-либо дополнительных контрольных мероприятий, являющихся основанием для возбуждения дела по ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санэпидтребований к питьевой воде), контрольным органом проведено не было.

При рассмотрении жалобы водоканала суд встал на сторону контрольного органа, а именно Роспотребнадзора. Так, в постановлении Третьего КСОЮ от 18 июля 2022 г. по делу № 16-2928/2022 указано, что исходя из результатов лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранной из уличной колонки, специалистами Центра гигиены и эпидемиологии был сделан вывод о том, что водоканал подает населению некачественную питьевую воду по следующим показателям:

- трихлорметан;

- окисляемость перманганатная;

- цветность;

- термотолерантные колиформные бактерии;

- обобщенные колиформные бактерии.

Именно на основании этих результатов лабораторных исследований Роспотребнадзором и был составлен протокол об административном правонарушении. Оспаривая решение Роспотребнадзора, водоканал пояснил, что дело об АП не может быть возбуждено непосредственно после проведения социально-гигиенического мониторинга, поскольку такая возможность не предусмотрена законом. В данном случае, по мнению водоканала, необходимо было провести внеплановую КНМ на основании п. 1 ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле. Вместе с тем, как указал суд, социально-гигиенический мониторинг осуществляется на основании ст. 45 Закона о санэпидблагополучии населения с целью выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В соответствии с ч. 1 ст. 74 Закона о госконтроле под КНМ понимается сбор и анализ:

- данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа;

- данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия;

- данных, предоставляемых контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований;

- данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах;

- данных из сети «Интернет»;

- данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

А в соответствии с ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле в случае выявления нарушений обязательных требований надзорный орган может:

- принимать решения о выдаче предостережений, предписаний;

- о проведении внеплановых КНМ;

- иные решения, предусмотренные федеральным законом о виде надзора.

В соответствии со ст. 45 и ч. 3 ст. 75 Закона о госконтроле должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении, при наличии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ события административного правонарушения могут возбуждать дела об административном правонарушении. Соответственно, дело об административном правонарушении в отношении водоканала возбуждено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ на основании сведений, имеющихся в протоколе лабораторных исследований.