Определением суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.03.2021 по делу № 33-1811/2021 на руководителя учреждения возложена обязанность по возврату на счет учреждения более полумиллиона рублей.

Согласно действующему законодательству стимулирующие выплаты руководителю учреждения назначает орган-учредитель. Для того чтобы решить вопрос о выплате этих средств, необходимо определить их обоснованность исходя из показателей эффективности деятельности учреждения и работы руководителя. Эти условия содержатся в Типовой форме трудового договора с руководителем государственного / муниципального учреждения.

При рассмотрении указанного дела местная администрация приняла нормативно-правовой акт, регулирующий условия и порядок премирования руководителей муниципальных учреждений и ограничивающий руководителей муниципальных учреждений в полномочиях по самостоятельному принятию решения о выплате себе премий. Основанием для премирования руководителя учреждения могло стать только распоряжение администрации, принятое по результатам оценки деятельности учреждения специальной комиссией.

Однако один предприимчивый руководитель учреждения издавала в отношении себя приказы на выплату разовых и стимулирующих премий без согласия и соответствующих распоряжений учредителя на сумму более 500 тыс. руб. КСП, выявив этот факт при проверке, потребовала вернуть деньги. Однако руководитель не захотела расставаться с «нажитым» добром и обратилась в суд, указав, что поступила правомерно. Истец указал следующее:

1) выплата премии – это способ обеспечения доведения оплаты труда работников учреждений до целевого показателя средней зарплаты по отрасли. Именно на эти цели учреждению была выделена субсидия;

2) в местной администрации не создана комиссия по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждений, а утвержденный порядок премирования руководителей подведомственных муниципальных учреждений носит формальный характер;

3) приказы о своем премировании руководитель учреждения издавала многократно, согласовывая их с администрацией одновременно с приказами о выплатах остальным работникам, и подаваемые в администрацию сведения о доходах и их источниках не вызвали у администрации никаких вопросов по возможному конфликту интересов и соблюдению положений законодательства о противодействии коррупции.

Однако суды эти доводы во внимание не приняли, указав, что установленных форм отчета о деятельности учреждения в администрацию руководитель не представляла, соответствующих заключений комиссии нет, никаких распорядительных актов о премировании руководителя учреждения администрация не издавала, выплаченная премия считается неосновательным обогащением и подлежит взысканию.