КС РФ рассмотрел спор, связанный с вопросом о законности происхождения денежных средств.

В частности, с помощника мирового судьи в доход государства была взыскана стоимость приобретенной им квартиры. В обоснование такого решения прокурор указал, что происхождение денежных средств, за счет которых была приобретена недвижимость, не подтверждено надлежащим образом.

Помощник мирового судьи пояснил, что денежные средства были получены им в качестве выручки от реализации продукции личного подсобного хозяйства.

При рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций было установлено, что доходы не были задекларированы в налоговом органе как выручка от реализации продукции личного подсобного хозяйства. Вместе с тем согласно материалам дела площадь используемого для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка превышает предусмотренный федеральным законодательством максимальный размер такого участка.

Постановлением КС РФ от 04 июля 2022 г. № 27-П доводы нижестоящих судов были признаны необоснованными. Суд указал, что доходы, полученные от реализации продукции личного подсобного хозяйства, не могут быть признаны незаконными только по причине нарушения налогового законодательства. При установлении источника получения дохода необходимо учитывать все допустимые доказательства. Так, суды не учли, что в справках о доходах лица, подлежащего контролю, и членов его семьи были указаны соответствующие суммы доходов.

Кроме того, суд отметил, что ведение личного подсобного хозяйства не является предпринимательской деятельностью. Ведение личного подсобного хозяйства не устанавливает обязанностей по документальной фиксации поступивших денежных средств и использованию контрольно-кассовой техники. При этом документация, которая могла быть оформлена при ведении личного подсобного хозяйства, могла быть утеряна.

Помимо этого, по мнению суда, ведение личного подсобного хозяйства в объеме, превышающем личные нужды, не может оцениваться как получение незаконного дохода. В данном случае подлежат оценке положения законодательных актов субъектов РФ, которыми могут устанавливаться различные требования к максимальному размеру земельного участка, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.