Сельской администрацией в рамках национального проекта были получены денежные средства на благоустройство парковой зоны.
По итогу расходования денежных средств в отношении администрации были проведены контрольные мероприятия, в ходе которых было выявлено несколько нарушений.
Во-первых, проведенные работы, направленные на благоустройство территории, были отражены администрацией по счету КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта...», в то время как работы по созданию некапитальных строений, сооружений, малых архитектурных форм надлежит отражать по счету КВР 244. Данное нарушение повлекло искажение показателей в Отчетах ф. 0503127 и ф. 0503128 более чем на 10 %.
Во-вторых, часть денежных средств была направлена на создание дорожек, скамеек, архитектурных форм, ограждения, устройство детской площадки и пр. Оплата расходов была осуществлена по статье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом перечисленные выше объекты были созданы именно в ходе мероприятий по благоустройству территории. Объектов, которые подлежат ремонту или восстановлению, согласно данным бухгалтерской документации, на данной территории ранее не располагалось.
Вновь созданные в ходе работ по благоустройству объекты отвечают признакам основных средств. В данной связи расходы на создание таких объектов надлежит отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств». Данное нарушение повлекло искажение показателей в Справке (ф. 0503110) более чем на 10 %.
Искажение показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности влечет применение штрафных санкций в отношении должностного лица в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. на основании ст. 15.15.6 КоАП РФ.
В-третьих, при проведении контрольных мероприятий было выявлено нецелевое расходование денежных средств.
Так, администрацией были приобретены системы видеонаблюдения на сумму более чем 240 тыс. руб. Осуществление подобных расходов не относится к мероприятиям по благоустройству территории в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований и назначению подраздела 0503 «Благоустройство», действовавшими в проверяемом периоде.
Нецелевое использование денежных средств также влечет применение к должностным лицам штрафных санкций в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ.
Администрация, не согласившись с решением контрольного органа, обратилась в суд. Суды трех инстанций признали решение контрольного органа обоснованным и правомерным, в связи с чем администрация обратилась в ВС РФ.
ВС РФ также встал на сторону контролирующего органа и указал, что КВР 243 предназначен для отражения расходов по капитальному ремонту имущества.
При проведении мероприятий по благоустройству территории в реестре муниципальной собственности отсутствовали объекты, в отношении которых могли быть проведены ремонтные работы, что подтверждает необоснованность отражения расходов по КВР 243.
В определении ВС РФ от 19.01.2022 № 308-ЭС21-26489 также отмечается, что по завершении работ по благоустройству территории комиссия по поступлению и выбытию активов должна оценить вновь созданные объекты на предмет их отнесения к основным средствам. Критерии такого отнесения установлены Стандартом «Основные средства». Данное положение регламентировано в Инструкции № 157н. Оценка объектов осуществляется на основании Актов выполненных работ, после чего таким объектам присваиваются соответствующие коды ОКОФ. Данная информация должна быть передана в бухгалтерию в целях принятия имущества к учету.
Данные мероприятия сельской администрацией не осуществлялись, расходы на сумму, превышающую 10 млн руб., были списаны на финансовый результат. Данные действия администрации квалифицированы ВС РФ как неправомерные.
Установка систем видеонаблюдения также расценена ВС РФ как нецелевое использование денежных средств. Сумму денежных средств, израсходованных на установку таким систем, ВС РФ постановил вернуть в бюджет.