Заказчик обратился в суд с исковым заявлением о расторжении госконтракта и взыскании уплаченных по нему денежных средств в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по выполнению строительных работ.

При рассмотрении материалов дела суды пришли к выводу о том, что заключенный госконтракт не соответствует требованиям действующего законодательства (не были соблюдены конкурентные процедуры). В данной связи госконтракт был признан ничтожным. Суды отказали в его расторжении, при этом взыскали заявленную заказчиком сумму в порядке реституции.

Определением СК по экономическим спорам ВС РФ от 28 марта 2022 г. № 308-ЭС21-21117 решения судов нижестоящих инстанций были признаны неправомерными. ВС РФ указал, что применение последствий недействительности ничтожной сделки в определенных случаях возможно по инициативе суда, что регламентировано положениями п. 4 ст. 166 ГК РФ. При этом ст.ст. 9 и 65 АПК РФ установлено, что при решении вопроса о применении последствий недействительности ничтожной сделки суд обязан вынести его на обсуждение сторон. В данном случае вопрос о применении последствий недействительности ничтожной сделки на обсуждение сторон не выносился, что привело к тому, что ответчик был лишен возможности заявить возражения и обосновать свою позицию по вопросу о применении последствий недействительности сделки.

Кроме того, ВС РФ указал, что взаимные предоставления по недействительной сделке, которая исполнялась обеими сторонами, считаются равными, пока не доказано иное. При рассмотрении спора суды нижестоящих инстанций не учли, что часть работ была выполнена подрядчиком и принята заказчиком.

Спор был направлен на новое рассмотрение.