Вопрос: 1) в абзаце первом пункт 1 ПП № 1915 ПП № 1915 под «иными организациями» понимаются все организации, за исключением организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности или нет? Относятся ли к таким организациям, в том числе коммерческие, в число которых входят общества (части 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), например общества с ограниченной ответственностью?

2) что следует понимать под «непосредственным участием» в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры?

3) что следует понимать под термином «объекты инфраструктуры», указанном в ПП № 1915? Относятся ли к таким объектам объекты (объекты систем), согласно терминологии и положениям части 2 статьи 2 ФЗ-254, пункту 24 статьи 1 ГрК и (или) пункту 3.1.12 СП 476.1325800.2020?

4) применяется ли пункт 1 ПП № 1915 к организациям, работники которых направлены в служебные командировки на территории указанных новых субъектов России для достижения целей выполнения следующих видов работ:

- техническое обследование централизованных систем водоснабжения, водоотведения в рамках требований статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ-416), »Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения», утверждённых приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр;

- техническое обследование централизованных систем теплоснабжения в рамках требований части 11 статьи 23, части 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ-190), «Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения», утверждённой приказом Минстроя России от 21.08.2015 № 606/пр;

- разработка схем водоснабжения и водоотведения в рамках требований статьи 38 ФЗ-416, постановления Правительства России от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»;

- разработка схем теплоснабжения в рамках статьи 23.13 (ФЗ-190), постановления Правительства России от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»;

- инженерные изыскания и (или) архитектурно-строительное проектирование (проектно-изыскательские работы) в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в отношении объектов централизованных систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (в том числе котельных), газоснабжения?

Ответ: Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное 10 марта 2025 года, в пределах компетенции сообщает.

Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Частью первой статьи 167 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (часть первая статьи 168 ТК РФ).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2022 года № 1915 «Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее - постановление № 1915) установлено, что работникам организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, работникам иных организаций, принимающим непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в период нахождения в служебных командировках на территориях указанных субъектов Российской Федерации:

сохраняемая средняя заработная плата (средний заработок), рассчитанная в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», выплачивается в двойном размере;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;

работодатель вправе выплачивать безотчетные суммы в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с такими командировками.

Полагаем, что под иными организациями в контексте постановления № 1915 понимаются организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам. К таким организациям относятся, в том числе коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (пункт 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации)).

Под непосредственным участием работника, направляемого в командировку, в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники), по нашему мнению, следует понимать прямое, личное участие работника в выполнении таких работ (оказании услуг).

Что касается термина «объект инфраструктуры», то трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, его значение не определяют. Полагаем, что указанные в Вашем обращении законодательные акты, содержащие соответствующее понятие, могут применяться в целях постановления № 1915, в том числе Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Абзацем шестым части второй статьи 142 ТК РФ, регулирующей ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, предусмотрен запрет на приостановление работы работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Кроме того, в силу подпункта «б» части первой статьи 413 ТК РФ установлен запрет на забастовки в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Исходя из указанных положений ТК РФ, обеспечение жизнедеятельности населения включает энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, больницы.

Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 (далее - Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по труду и занятости имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции (пункт 6.2 Положения).

Следует отметить, что к компетенции Федеральной службы по труду и занятости разъяснение терминов, используемых в постановлении № 1915, не относится.

За дополнительной информацией по указанным в обращении вопросам Вы вправе обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Настоящее письмо не является правовым актом.

Начальник Правового управления Б.С. Гудко