Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрено по соглашению сторон изменять цену контракта (увеличивать или уменьшать), но не более чем на десять процентов цены контракта, пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги. При этом указанные изменения распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом.
Учитывая изложенное, заказчик не вправе увеличить количество товара, объем работ или услуг и общую цену контракта более чем на десять процентов.
Возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении установлена статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Так, частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении в случае изменения количества товара, объема работ или услуг не более чем на десять процентов, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом при осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, поскольку пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения на стоимость заключаемого государственного контракта, то после внесения изменений в государственный контракт итоговая стоимость контракта не может превышать лимитов, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, изменения в части цены могут быть внесены в контракты, заключенные на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в рамках лимитов, предусмотренных данными пунктами указанной статьи.
Кроме того, согласно части 1.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 191 утверждены Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году.
Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что к документации о закупке должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации (часть 2 статьи 50, часть 4 статьи 64 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик обязан указать в проекте контракта, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, когда заказчик указывает ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
По вопросу о квалификации действий (бездействия) заказчиков в соответствии с соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо обращаться в ФАС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента развития контрактной системы М.В. Чемерисов