Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотрело обращение Министерства конкурентной политики Калужской области, поступившее письмом ФАС России от 25 ноября 2022 г. № ПИ/107222/22, о разъяснении положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление № 1236) в части установления запрета при осуществлении закупок камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением и направляет позицию по данному вопросу.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2(1) постановления № 1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполненных контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного обслуживания и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный постановлением № 1236, распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением № 1236, необходимо подготовить обоснование.

При этом отмечаем, что законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением № 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Директор Департамента развития отрасли информационных технологий Д.С. Никитин