Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам мониторинга правоприменительной практики, связанной с рассмотрением обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятым по таким обращениям мерам реагирования за период с 2020 по 2022 годы, проведенного во исполнение подпункта «б» пункта 6 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы», а также в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктами «а» и »в» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», направляет информационное письмо по вопросам защиты лиц, сообщивших о ставших им известными фактах коррупции.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
А.В. Вовченко
Информационное письмо
по вопросам защиты лиц, сообщивших о ставших им известными фактах коррупции
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках исполнения подпункта 3 пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. № ММ-П17-12165, данного в целях реализации подпункта «б» пункта 6 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы», проведен мониторинг правоприменительной практики, связанной с рассмотрением обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятым по таким обращениям мерам реагирования за период с 2020 по 2022 годы.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) государственный служащий Российской Федерации или муниципальный служащий (далее - государственный (муниципальный) служащий), уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что служащие Центрального банка Российской Федерации, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лица, замещающие должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, обязаны в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 273-ФЗ уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Отмечаем, что подпунктом «а» пункта 21 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Указ Президента Российской Федерации № 309), установлено, что к лицу, замещающему должность в государственном органе, Центральном банке Российской Федерации, государственном внебюджетном фонде, государственной корпорации (компании), иной организации, созданной на основании федерального закона, публично-правовой компании, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации предусмотренное правило закреплено в целях защиты прав лица, сообщившего в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, от необоснованного применения к нему мер дисциплинарной ответственности, направлено на защиту его прав в связи с сообщениями о фактах коррупции и не может рассматриваться как нарушающее права граждан (*1).
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного (муниципального) служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Отмечаем, что аналогичные положения содержатся в статье 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ.
Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, направленные письмом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 (далее - Методические рекомендации) (*2), являются актуальными.
Согласно абзацу первому пункта 12 Методических рекомендаций представителем нанимателя (работодателем) принимаются меры по защите государственного (муниципального) служащего, уведомившего представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах обращения к иным государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, в части обеспечения государственному (муниципальному) служащему гарантий, предотвращающих его неправомерное увольнение, перевод на нижестоящую должность, лишение или снижение размера премии, перенос времени отпуска, привлечение к дисциплинарной ответственности в период рассмотрения представленного государственным (муниципальным) служащим уведомления.
При этом отмечаем, что в случае привлечения к дисциплинарной ответственности государственного (муниципального) служащего, указанного в абзаце первом пункта 12 Методических рекомендаций, обоснованность такого решения рассматривается на заседании соответствующей комиссии в соответствии с подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Также отмечаем, что согласно абзацу второму пункта 7 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» приказано обеспечивать участие прокуроров в деятельности комиссий в порядке, предусмотренном подпунктом «а» пункта 21 Указа Президента Российской Федерации № 309.
Дополнительно сообщаем, что во вкладке «Учебно-методические и иные материалы» подраздела «Научно-методические материалы по вопросам противодействия коррупции» раздела «Противодействие коррупции» федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» размещена выдержка из отчета о выполнении проекта научно-методического обеспечения «Анализ правоприменительной практики и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере получения, рассмотрения и проверки информации о склонении к коррупционным правонарушениям и предполагаемых фактах коррупции, а также защиты лиц, представивших указанную информацию», подготовленного федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Рекомендуем ознакомиться с указанной выдержкой.
──────────────────────────────
(*1) См. абзац третий пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 2159-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тарасовой Галины Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», частью второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положением подпункта «а» пункта 21 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
(*2) Доступны для ознакомления и скачивания на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/011.