С учетом положений ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее по тексту – постановление № 301).

В частности, постановление № 301 определяет основания неразмещения в ЕИС сведений о закупке товаров, работ, услуг, а также информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки.

Напомним, что ЕИС представляет собой Единую информационную систему закупок, где размещены сведения о государственных закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (адрес интернет-портала – zakupki.gov.ru).

Так, к основаниям неразмещения перечисленных выше сведений отнесено введение в отношении заказчика, осуществляющего закупку, политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, и(или) мер ограничительного характера иностранными государствами, государственными объединениями и(или) союзами и(или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и(или) союзов.

Действие постановления № 301 также распространяется на заказчиков, являющихся кредитными организациями, если указанные выше санкции и меры введены в отношении лиц, контролирующих кредитную организацию. К лицам, контролирующим кредитную организацию, отнесены лица, осуществляющие контроль в отношении кредитной организации, который определяется Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории РФ.

Письмами Минфина России от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 и от 08.04.2022 № 24-01-08/30604 доведено, что неразмещение в ЕИС сведений является обязательным, если в отношении заказчика введены санкции и меры ограничительного характера, в том числе для кредитных организаций.

Если санкции и ограничительные меры не вводились в отношении кредитной организации, но были введены в отношении ее контролирующих лиц, то такая организация также не размещает сведений о закупке в ЕИС.

Заказчики, перечисленные в постановлении № 301, вправе осуществлять закупки только путем проведения закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме, либо неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС.

Проведение закрытых конкурентных закупок в электронной форме допустимо только на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок, включенной в перечень, предусмотренный ч. 4 ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ. Данный перечень приведен в Приложении № 2 к распоряжению Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

В соответствии с ч.ч. 3–3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ порядок проведения заказчиком неконкурентных закупок устанавливается положением о закупке.

Кроме того, необходимо отметить, что с даты вступления в законную силу положения постановления № 301 распространяются на все закупки, в том числе находящиеся на этапе определения контрагента.

Помимо этого, если сведения о закупках не размещаются в ЕИС, то такие закупки также не включаются в план закупок, реестр договоров и не учитываются при расчете годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у субъектов МСП.

А также необходимо упомянуть, что положения постановления № 301 не распространяются на отношения, урегулированные Законом № 44-ФЗ, и не применяются при закупках в соответствии с Законом № 44-ФЗ.