Основные нарушения, допускаемые Заказчиками при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- 16.01.2023

Нарушение, допущенное заказчиком в ходе проведения закупки
|
Нормы законодательства, нарушенные Заказчиком |
Состав нарушения, допущенного заказчиком в ходе проведения закупки |
Действия заказчика, соответствующие положениям законодательства в сфере закупок |
Формирование и направление проектов контрактов по итогам осуществления конкурентных процедур участникам закупок, с которыми заключаются контракты, с нарушением установленного срока
|
Часть 2 ст. 51, п. 2 ч. 6 ст. 50, п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ |
Заказчиками не соблюдаются установленные сроки для направления контракта победителям закупки по итогам проведения конкурентных процедур |
Заказчик должен сформировать и направить проект контракта участнику закупки, с которым заключается контракт, не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако если речь идет о направлении контракта участнику закупки, с которым заключается контракт по результатам электронного запроса котировок или закупки товара у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то заказчик формирует и размещает проект контракта не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Ненаправление проектов контрактов для подписания участникам, занявшим второе и третье места по итогам проведения конкурентной процедуры
|
Часть 7 ст. 51 Закона № 44-ФЗ
|
Заказчиками игнорируется обязанность направления контракта участникам, занявшим второе и третье места по итогам проведения конкурентной процедуры |
Заказчик, после признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта или отказа Заказчика от заключения контракта на основаниях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, обязан направить проект контракта второму участнику закупки, который обязан подписать контракт со своей стороны. В случае если контракт не будет заключен со втором участником, Заказчик направляет проект контракта третьему участнику закупки. При этом Закон № 44-ФЗ не ограничивает количество раз, когда процедура заключения контракта может возобновляется с новым участником. Участники, занявшие по итогам конкурентной процедуры места, начиная с четвертого, вправе отозвать свои заявки |
Нарушение процедуры расторжения контракта, заключенного по результатам проведения конкурентной процедуры, в одностороннем порядке по инициативе Заказчика
|
Часть 12.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
|
Заказчиками не используется функционал ЕИС при осуществлении процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения конкурентной процедуры
|
В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе |
Нарушение процедуры ведения претензионной работы по контракту |
Часть 16 ст. 94 Закона № 44-ФЗ |
Обмен данными при применении мер административного воздействия или связанными с нарушением условий исполнения контракта происходит между сторонами контракта без использования функционала ЕИС (с 01.07.2022)
|
Обмен данными при применении мер административного воздействия или связанными с нарушением условий исполнения контракта должен осуществляться с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте |
Нарушение сроков оплаты по контрактам
|
Часть 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ
|
Оплата контрактов с нарушением положений Закона № 44-ФЗ и(или) условий контракта
|
С 01.05.2022 у Заказчика есть не более 7 рабочих дней с даты подписания им электронного документа о приемке. Если контрактом не предусмотрена электронная приемка, то Заказчик должен оплатить поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу в течение 10 рабочих дней после подписания документа о приемке. При этом существуют исключения: 1. Иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). 2. Расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (п. 3 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). |
Нарушения при проверке независимых гарантий, предоставляемых участниками закупок в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта
Нарушение порядка направления информации об участнике в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП)
|
Пункт 1 постановления Правительства РФ от 08 ноября 2013 г. № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Часть 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, Раздел II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 |
Заказчики принимают в качестве обеспечения исполнения заявки или обеспечения исполнения контракта независимые гарантии, не соответствующие типовым формам таких гарантий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2013 г. № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Нарушение сроков направления или ненаправление сведений о соответствующих участниках закупки в контрольный орган |
С 01.10.2022 независимые гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения исполнения заявки или обеспечения исполнения контракта, должны соответствовать типовым формам таких гарантий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2013 г. № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При их проверке Заказчик должен учитывать вышеуказанное положение. Срок обязательного направления информации о соответствующем участнике закупки в контрольный орган составляет 2 (два) рабочих дня после вступления в силу решения об уклонении или расторжения контракта в одностороннем порядке. Направление сведений осуществляется через ЕИС. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами
|
Нарушение при формировании извещения об осуществлении закупки в части включения в него требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства |
Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ |
Заказчиками устанавливается требование о наличии членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при закупках, НМЦК которых не превышает 10 млн руб. |
Требование о наличии членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливается при закупках, НМЦК которых превышает 10 млн руб. |
Нарушение при формировании извещения об осуществлении закупки в части включения в него требования о предоставлении участниками закупки выписки СРО |
Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ |
Заказчик в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требует предоставления выписки из реестра членов саморегулируемой организации |
Требования к подтверждающему документу Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не устанавливаются, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется
|
Нарушение при формировании проекта контракта в части установления сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуги |
Часть 1 ст. 12 Закона № 44-ФЗ |
Заказчиками при формировании проекта контракта устанавливаются изначально невыполнимые сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуги
|
Заказчиками при формировании проекта контракта должны быть установлены реальные сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, исключающие возможные нарушения антикоррупционного законодательства |
Ненадлежащее установление в контракте требований к обеспечению гарантийных обязательств |
Часть 2.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ |
Размер обеспечения гарантийных обязательств, установленных заказчиком в проекте контракта, превышает десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
Размер обеспечения гарантийных обязательств, установленных заказчиком в проекте контракта, не должен превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
Нарушение при формировании извещения об осуществлении закупки в части несоответствия информации в различных электронных документах, являющихся его частью |
Статья 42 Закона № 44-ФЗ |
Расхождение информации, требований, сведений в документации (в тех случаях, когда она составляется Заказчиком в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ), извещении, проекте контракта, описании объекта закупки |
Заказчик не должен допускать разночтений в различных частях извещения при его формировании и размещении в ЕИС |
Нарушение при формировании извещения об осуществлении закупки в части включения в его положения требований к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе |
Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ |
Незаконное установление требований к специальной правоспособности участника закупок |
В случае если предмет торгов закупки не относится к особым видам деятельности и от участников торгов не требуется наличие специальной дополнительной аккредитации от государства (лицензии, допуска к государственной тайне, членства в СРО) Заказчик не вправе устанавливать данные требования в извещении о закупке
|
Нарушения при описании объекта закупки с нарушением положений постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
|
Часть 1.1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, п.п. 5–6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 |
Заказчиками при описании объекта закупки не применяются обязательные для применения позиции КТРУ, или не обосновываются дополнительные характеристики предмета закупки, или не соблюдается запрет на добавление дополнительных характеристик при описании объекта закупки (например, в случае закупки товаров, включенных в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень), утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 878)
|
При формировании извещения заказчик обязан применять позиции КТРУ, обязательные для применения, а также подробно обосновывать дополнительные характеристики к предмету закупки в случае использования таковых при описании объекта закупки. В случае если Заказчик закупает товары, включенные в Перечень, утвержденный постановлением № 878, добавлять дополнительные характеристики товара, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ, Заказчик не вправе
|
Ненадлежащее установление в контракте требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО
|
Часть 7 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, п. 1 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466 |
Заказчики не устанавливают фиксированный процент привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО |
Заказчик должен установить объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в виде фиксированного процента от цены контракта, но не менее 5 % |
Нарушение правил и порядка применения постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»
|
Часть 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, пп. «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 2571) |
Заказчики не устанавливают в извещении дополнительные требования к участникам закупки ввиду того, что их сфера деятельности, организационно-правовая форма не относятся к указанным в названиях позиций положениям постановления № 2571 |
Заказчику необходимо учитывать, что наименования разделов Приложения к постановлению № 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика. Поэтому дополнительные требования необходимо устанавливать в извещении в том случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в соответствующей позиции Приложения к постановлению № 2571 в графе «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки» |
Нарушение процедуры заключения контракта с единственным поставщиком по согласованию с контрольным органом по ч. 25 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ |
Пункт 25 ч. 1, ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 8 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2020 г. № 961 |
Заказчики заключают контракт на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в случаях, предусмотренных данным законом, без согласования с контрольным органом в сфере закупок. Заключение контракта по данному основанию возможно в соответствии с п. 6 ч. 2, п. 6 ч. 3, п. 2 ч. 4, ч.ч. 5, 6 и 8 ст. 52 Закона № 44-ФЗ в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с Законом № 44-ФЗ. |
Заключение контракта на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможно только после согласования с контрольным органом в сфере закупок, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2020 г. № 961 |
Эксперт правового консалтинга
Категории
- Государственные и муниципальные закупки (Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ)
- ЕИС (единая информационная система в сфере закупок)
- Заключение контракта (договора)
- Закупки у единственного поставщика (Закупки малого объема, ЗМО)
- Извещение об осуществлении закупки (документация о закупке)
- Изменение, расторжение контракта (договора)
- Независимая (банковская) гарантия
- Обеспечение заявки, исполнения контракта, гарантийных обязательств
- ОКОФ, ОКВЭД, ОКПД, ОКУН, КТРУ
- Оплата и исполнение контракта. Приемка товаров, результатов работ, услуг
- Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
- Саморегулируемые организации (СРО)
- Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП, МСП)
- Существенные условия договора (контракта)
- Требования к участнику закупки
