Определением ВС РФ от 09 июня 2022 г. № 303-ЭС22-8172 органу ГЖН было отказано в пересмотре дела.
В частности, орган ГЖН обратился в суд с заявлением об оспаривании договоров управления МКД, предусматривающих право УК на одностороннюю индексацию тарифа, если собственники не пересмотрели тариф самостоятельно. По результатам проверки орган ГЖН пришел к выводу, что применение установленных УК тарифов было незаконным и необоснованным, в результате чего УК надлежало осуществить перерасчет сумм, внесенных жильцами за содержание общего имущества. Вместе с тем УК была привлечена к административной ответственности в виде предупреждения, а на директора УК был возложен штраф в размере 25 тыс. руб. в соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Суды первой и второй инстанции поддержали позицию органа ГЖН. Так, УК были внесены изменения в договоры управления по всем домам, находящимся на обслуживании, в то время как решение по вопросам самостоятельного изменения УК тарифов было принято только одним из домов. Протокол, подтверждающий принятие соответствующего решения, в материалы дела представлен не был. Кроме того, противоправность действий УК в части самостоятельного увеличения размера тарифов на содержание общего имущества уже признана подтвержденной вступившими в законную силу решениями районного суда по административным правонарушениям.
Между тем суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов. Суд сослался на положения п.п. 5–6 ст. 20 ЖК РФ и указал, что до момента обращения с иском в суд орган ГЖН должен был провести проверку лиц, осуществляющих управление домами, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных положениями жилищного законодательства, выявления факта нарушения порядка утверждения условий договоров управления домами и их заключения. Как следует из материалов дела, орган ГЖН не провел проверку всех договоров управления по всем обслуживаемым УК домам в измененной редакции. Также орган ГЖН не провел проверку протоколов, на основании которых в договоры были внесены изменения, предусматривающие право УК на одностороннюю индексацию тарифа.
Предписаний об устранении соответствующих нарушений органом ГЖН также не выносилось. Протоколы, на основании которых в договоры были внесены изменения, не оспаривались.
Таким образом, орган ГЖИ был не вправе обращаться в суд с требованием о признании договоров недействительными. В данной связи у нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.