Обзор основных изменений в Федеральном законе от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – 2023
- 29.09.2023

Нормы закона, в соответствии с которыми внесены изменения, и суть изменений |
Изменения в Федеральном законе от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 01 января 2023 года |
|
Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности |
Изменен п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
Изменить условия строительных контрактов на основании ч. 70 ст. 112 Закона № 44-ФЗ возможно и в 2023 году. Теперь данная норма позволяет применять в 2023 году положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ к строительным контрактам, которые заключены на срок менее одного года. Напомним, что в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлены случаи и порядок изменения условий строительных контрактов, заключенных на срок не менее одного года. |
Соответствующие изменения внесены в ч. 70 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. |
Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр |
Соответствующие изменения внесены в пп. 1.2, 1.3, 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ |
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ участникам электронного конкурса предоставлено право на подачу ценовых предложений, предусматривающих снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) ниже нуля. |
Соответствующие изменения были внесены в ч. 8 ст. 48 Закона № 44-ФЗ |
Часть 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о закупке товара у единственного поставщика на электронной площадке дополнена нормами о единственной заявке, которая не была отклонена. В частности, установлено, что при выявлении только одной заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, такой заявке присваивается первый порядковый номер. Таким образом, оператор электронной площадки передает такую заявку заказчику, заказчик рассматривает ее, включает данные о ней в итоговый протокол и заключает контракт с подавшим ее участником. Ранее п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривал, что при наличии менее двух заявок, соответствующих требованиям извещения, т. е. при наличии единственной такой заявки, оператор не передает заявку заказчику, а направляет ему уведомление об отсутствии двух надлежащих заявок, а также размещает такое уведомление в ЕИС. Теперь оператор направляет заказчику и размещает в ЕИС уведомление об отсутствии надлежащих заявок. |
Изменены подп. «б» п. 5, подп. «б» п. 6 и п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
Исключено положение о том, что на закупки, перечисленные в ч. 4.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, распространяются положения Закона № 44-ФЗ только в случае, если условиями предоставления субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность |
Соответствующие изменения внесены в ч. 4.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. |
Единое требование, предусмотренное п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, больше не называется требованием об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов |
Соответствующие изменения внесены в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. При этом содержание требования, по сути, осталось прежним. |
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона |
В данной связи пп. »г» п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ был признан утратившим силу |
В соответствии с пп. »а» п. 18 ст. 2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ заказчику предоставлено право на заключение контракта на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники с единственным контрагентом |
В данной связи ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ дополнена новым п. 61 |
В соответствии с пп. »в» п. 5 ст. 5, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ урегулирован порядок использования электронных подписей иностранными участниками в целях осуществления закупок |
Так, ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой участники закупок, являющиеся иностранными лицами, смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Кроме того, участники закупок, являющиеся иностранными лицами, вправе использовать для подписания информации и электронных документов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 01 апреля 2023 года |
|
В соответствии с пп.пп. »б» и «в» п. 22 ст. 2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ предусмотрено, что при проведении закрытых электронных процедур жалоба в контрольный орган подается исключительно с использованием ЕИС |
Соответствующие изменения внесены в абз. 1 ч. 4 и абз. 1 ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 09 мая 2023 года |
|
До 31 декабря 2024 года Закон № 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями, находящимися на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей |
Статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 74. |
До 1 января 2025 года в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования |
Изменения внесены в ч. 63.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Ранее данная норма предусматривала такую возможность до 1 января 2024 года. |
Предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства до 1 января 2025 года. Предусмотрены условия об авансе для таких контрактов. Кроме того, в новой ч. 61.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ указано, что указанный контракт может включать следующие условия: - о размере аванса в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, равном нулю; - о размере аванса в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, поставку предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного оборудования предусмотрена контрактом), в размере меньшем, чем в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. |
Изменена ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Ранее данная норма предусматривала такую возможность до 1 января 2024 года. |
Установлен новый случай, когда заказчик вправе заключить контракт со «вторым» участником закупки после одностороннего отказа от исполнения контракта. В соответствии с новой редакцией ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт со «вторым» участником закупки в такой ситуации, если контрольный орган принял решение об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о контрагенте, с которым расторгнут контракт, и в решении указано, что надлежащее исполнение контрагентом условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы. |
ч. 17.1 ст. 95 и п. 2 ч. 10 ст. 104 Закона № 44-ФЗ изложены в новой редакции. |
С 10 до 8 рабочих дней сокращен срок рассмотрения контрольным органом обращения заказчика о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися |
Изменения внесены в ч. 8 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
Установлен отдельный годовой объем закупок для закупок товаров в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ |
Дополнен абзац первый ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
С 3 млн руб. до 5 млн руб. увеличена сумма закупки товара у единственного поставщика, которую заказчик вправе осуществить в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ |
Соответствующим образом изменен абзац первый ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
Закупки у единственного поставщика, осуществленные в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не учитываются в составе годовых объемов закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пп. 4, 5 и 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ |
Соответствующие изменения внесены в пп. 4, 5 и 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
В описании объекта закупки допускается указание на товарный знак при закупке медизделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. В той же норме указано, что перечень названных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ. Решение врачебной комиссии вносится в реестр контрактов. |
Изменения внесены в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, п. 14 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ изложен в новой редакции |
До 31 декабря 2026 года не действуют установленные п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ ограничения размера годового объема закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок |
Статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 75. |
С 3 млн руб. до 10 млн руб. увеличен лимит НМЦК при закупке путем проведения электронного запроса котировок |
Изменен п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ. |
При определении и обосновании НМЦК заказчик вправе определять идентичность и однородность товаров, работ, услуг, сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг без применения методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона № 44-ФЗ |
Соответствующие изменения внесены в ч. 17 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 29 мая 2023 года |
|
Закон № 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупками при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти (ст. 6 Федерального закона от 29.05.2023 № 184-ФЗ) |
Соответствующие изменения внесены в п. 9 ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ. Ранее данная норма позволяла не проводить в соответствии с Законом № 44-ФЗ только закупки при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
|
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 24 июня 2023 года |
|
Закон № 44-ФЗ приведен в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14 Федерального закона от 13.06.2023 № 228-ФЗ) |
Изменены п. 13 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 26, чч. 2, 7, 12 ст. 93, ст. 99, ч. 10 ст. 106 Закона № 44-ФЗ. Корректировка Закона № 44-ФЗ потребовалась в связи включением в Закон № 131-ФЗ нового вида муниципального образования «муниципальный округ». |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 01 июля 2023 года |
|
При закупке по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ исключительные полномочия на выполнение определенных работ, оказание определенных услуг больше не могут устанавливаться законодательными актами субъекта РФ |
Соответствующие изменения внесены в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 04 августа 2023 года |
|
Появился новый случай закупки у единственного поставщика |
Статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 76. В силу новой нормы до 30 июня 2024 года включительно органы исполнительной власти субъекта РФ, государственные учреждения субъекта РФ (муниципальные учреждения муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ) вправе осуществлять у государственного унитарного предприятия соответствующего субъекта РФ закупки: - лекарственных средств; - специализированных продуктов лечебного питания; - медицинских изделий; - расходных материалов; - средств для дезинфекции; - услуг по хранению и доставке соответствующих товаров; - работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий. Такие закупки возможны, если законодательными актами соответствующего субъекта РФ на такое предприятие возложены полномочия по поставке таких товаров, оказанию таких услуг, выполнению таких работ для нужд этих заказчиков. При такой закупке заказчик определяет и обосновывает цену контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ и включает в контракт обоснование его цены, а также уведомляет контрольный орган о заключении контракта в порядке и в сроки, предусмотренные ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Отметим, что с 1 июля 2024 года ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ будет дополнена новым п. 6.1, который предусматривает возможность бессрочного осуществления перечисленных закупок. |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 15 августа 2023 года |
|
При заключении контракта в соответствии с п. 56 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик может не применять к указанному контракту требования чч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ |
Соответствующие изменения внесены в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 01 октября 2023 года |
|
При закупках, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС, приглашения по которым направлены с 1 октября 2023 года, товарный знак (при наличии), а также характеристики предлагаемого участником товара в части характеристик, содержащихся в извещении, приглашении в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, формируются участником с использованием электронной площадки, в том числе специализированной. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, в том числе специализированной, в ЕИС (без размещения на официальном сайте ЕИС) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения контрагента (п. 31 Дополнительных требований к операторам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656, абзац восьмой п. 4 постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946). |
При проведении электронных процедур, в том числе закрытых, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС), приглашения по которым направлены с 1 октября 2023 года, при закупках, в отношении которых в КТРУ отсутствуют позиции, характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения, приглашения в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона № 44-ФЗ соответственно (п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, абзац восьмой п. 4 постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946). Как указано в письме Минфина России от 25.09.2023 № 24-03-09/90944, данное правило распространяется на описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, которые указываются в формируемом с использованием ЕИС извещении на основании п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. При этом описание объекта закупки, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, включающее также характеристики, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (т. е. полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС. При проведении закрытых электронных процедур описание объекта закупки в приглашении ограничено информацией, предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 76 Закона № 44-ФЗ). |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 13 ноября 2023 года |
|
Заказчик вправе арендовать жилые помещения для военнослужащих и членов их семей у единственного контрагента (Федеральный закон от 02.11.2023 № 510-ФЗ) |
Часть 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ дополнена новым п. 63, изменения внесены в ч. 15 ст. 34, ч. 2 ст. 96, п. 1 ч. 5 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. В силу нового п. 63 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможна закупка у единственного контрагента в случае аренды жилых помещений, в том числе находящихся на территории иностранного государства, для их предоставления военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей в соответствии с законодательством РФ. Применять новую норму могут: - федеральные органы исполнительной власти; - федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - уполномоченные ими органы или учреждения. При заключении контракта на основании п. 63 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе: - не применять к указанному контракту чч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а сам контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в новой редакции); - не устанавливать в проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции). Содержащиеся в реестре контрактов информация и документы о контрактах, заключенных в соответствии с п. 63 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не размещаются на официальном сайте ЕИС (п. 1 ч. 5 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в новой редакции). |
Изменения в 44-ФЗ, которые вступят в законную силу 14 ноября 2023 года |
|
Расширен перечень отношений, к которым Закон № 44-ФЗ не применяется (ст. 2 Федерального закона от 14.11.2023 № 531-ФЗ) |
Изменена ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ. В силу нового п. 9.1 ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ этот закон не применяется к отношениям, связанным с закупками избирательными комиссиями субъектов РФ, территориальными избирательными комиссиями, которые осуществляются за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов РФ, бюджета федеральной территории на оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Кроме того, из п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ исключены закупки избирательных комиссий муниципальных образований. |
Эксперт правового консалтинга
Категории
- Государственные и муниципальные закупки (Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ)
- ЕИС (единая информационная система в сфере закупок)
- Заключение контракта (договора)
- Закупки у единственного поставщика (Закупки малого объема, ЗМО)
- Обжалование результатов проверки
- Реестр контрактов в ЕИС (реестр закупок)
- Требования к участнику закупки
- Электронный аукцион
