Поводом для таких выводов явилось рассмотрение КС РФ вопроса о конституционности п. 6 ч. 1 ст. 44, ч.ч. 1 и 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно вышеуказанным нормам уставом муниципального образования определяется порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (МПА) и их вступление в силу. Наряду с этим указанный порядок должен обеспечивать возможность ознакомления с МПА граждан.

В КС РФ обратился гражданин с иском о признании частично недействующими отдельных положений устава муниципального образования, которыми, помимо официального опубликования муниципальных правовых актов в местной газете или сетевом издании, предусмотрена также возможность их обнародования путем размещения на информационных стендах в здании районной администрации и библиотеки. Основанием для обращения гражданина в суд явился факт того, что муниципальный акт, затрагивающий его права, в связи с недостаточностью бюджетных средств не был опубликован в определенной уставом газете. Как было установлено в суде, МПА разместили на стенде в читальном зале местной библиотеки и на официальном сайте районной администрации, в связи с чем заявитель усмотрел нарушение его прав.

Однако судами общей юрисдикции заявителю было отказано в удовлетворении административного иска.

Конституционный суд РФ также поддержал позицию судов (постановление Конституционного суда РФ от 27 мая 2021 г. № 23-П).

Итак, КС РФ указал, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, так как они обязывают муниципальные образования определять в своих уставах порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, соответствующие положения не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования. При этом, по мнению КС РФ, оспариваемые нормы наделяют муниципальные образования полномочием предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных актов дополнительные способы их обнародования.

Однако по результатам рассмотрения дела федеральному законодателю рекомендовано оптимизировать механизм официального опубликования указанных актов, так как для муниципальных образований могут быть затруднительны учреждение печатного СМИ, в котором публикуются муниципальные нормативные правовые акты, обеспечение достаточного тиража издания, а также его распространение на территории муниципального образования.

Одним из возможных вариантов решения этого вопроса было предложено введение упрощенного механизма признания за сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания (включая сайты муниципальных образований более высокого уровня и сайты субъектов РФ). Использование официального сетевого издания в качестве единственного источника опубликования муниципальных МПА возможно при условии, что в соответствующем муниципальном образовании обеспечен доступ к нему неограниченного круга лиц посредством организации публичных точек подключения к Интернету. Федеральным и региональным органам государственной власти КС РФ рекомендовал помочь муниципальным образованиям в обеспечении официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов.

Важно отметить, что состоявшееся постановление КС РФ возложило на органы местного самоуправления обязанность в срок не более двух лет внести необходимые изменения в уставы муниципальных образований и обеспечить официальное опубликование муниципальных НПА в соответствии с установленными правилами.

Итак, МПА, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу до истечения этого срока (или до внесения изменений в устав муниципального образования) и обнародованные без их официального опубликования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования. Такие НПА могут быть признаны недействующими, только если будет установлено, что лицам, чьи права и свободы затрагиваются такими актами, не была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием. В случае если в муниципальном образовании определен источник официального опубликования муниципальных правовых актов, но они в нем не опубликованы, МПА, которые вступят в силу в течение двух лет после вступления рассматриваемого постановления в силу, также могут быть признаны недействующими.