Новая реформа КНД шагает по стране довольно нелегко. Встречается очень много нюансов и краеугольных камней, что особенно касается новых информационных ресурсов, содержащих большое количество разных позиций, которые непонятно откуда брать. Так и случилось по одному из дел. Проверяемый объект не согласился с предписанием пожарных и пошел обжаловать его прямиком в Арбитражный суд. Заявление было оставлено без рассмотрения по п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ (истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом). Апелляционная жалоба проверяемого в качестве доводов о незаконности отказа в принятии жалобы к производству содержала:

- пояснения о том, что соблюдение досудебного порядка не является обязательным со ссылками на нормы Закона № 294-ФЗ;

- пояснения о том, что обжаловать в досудебном порядке он не мог ввиду того, что информационный ресурс, посредством которого подается жалоба, запрашивает сведения из реестра проверок, тогда как в отношении заявителя такие сведения отсутствуют.

Вместе с тем в постановлении Пятого ААС от 29 июня 2022 г. № 05АП-3594/22 по делу № А24-1577/2022 суд указал:

- спорное предписание вынесено уже в 2022 году и, соответственно, применению подлежит новый Закон о госконтроле № 248-ФЗ;

- согласно правовой позиции, приведенной в п. 46 постановления Пленума ВС РФ № 18, для целей применения абз. 3 ч. 5 ст. 4 АПК РФ лицо, обратившееся в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) госоргана (должностного лица), считается исчерпавшим административные средства защиты, если жалоба подана им с соблюдением установленных законодательством требований;

- если лицо, подавшее жалобу, указывает на несогласие с оставлением поданной им жалобы без рассмотрения (возвратом жалобы, нерассмотрением жалобы в установленный срок), в том числе в связи с отказом госоргана (должностного лица) в восстановлении срока подачи жалобы, вопрос об обоснованности действий государственного органа или должностного лица на досудебной (административной) стадии урегулирования спора рассматривается арбитражным судом при подготовке дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 133, п.п. 1 и 6 ч. 1 ст. 135 АПК РФ). Арбитражный суд, признав, что государственный орган необоснованно отказал в рассмотрении жалобы, разрешает спор по существу;

- доказательств обжалования предписания пожнадзора в досудебном порядке заявитель в суд не представил, а отсюда и вывод: в отсутствие доказательств обжалования предписания в досудебном порядке заинтересованное лицо не может быть признано исчерпавшим административные средства защиты, в связи с чем основания для рассмотрения его требований по существу у суда отсутствовали.