А началось все с банальной жалобы автоледи в Конституционный суд РФ, посчитавшей, что ее неправомерно привлекли к административной ответственности. Ключевым моментом явился вопрос правильности исчисления сроков привлечения к административной ответственности. Итак, 22 декабря заявительница стала участницей ДТП, а постановление о лишении ее прав суд вынес 22 марта следующего года. Если буквально толковать ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ и отсчитывать срок давности привлечения к ответственности со дня ДТП (то есть со дня совершения правонарушения), то суд назначил ей наказание за рамками установленного законом срока. Если следовать данной правовой позиции, пресекательным сроком в данном случае будет 21 марта. Вместе с тем, суды всех инстанций (от мирового до ВС РФ) посчитали, что срок не нарушен, так как три месяца следует отсчитывать не с 22 декабря (день совершения ДТП), а с 23 декабря. Суды исходили из того, что п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Рассерженная автоледи посчитала, что нормы права трактуются неверно, четкой правовой регламентации по данному вопросу нет, и пошла искать правды в Конституционный суд РФ, направив жалобу о признании неконституционной ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по мотивам ее неопределенности. В жалобе заявительница указала на противоречие ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ст.ст. 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

Постановлением Конституционного суда РФ от 17 мая 2022 г. № 19-П требования заявителя удовлетворены, спорная норма признана неконституционной. В приведенном постановлении указано следующее:

- Госдума, Совет Федерации и Президент РФ должны проявлять надлежащую заботу о качестве устанавливаемых ими правовых норм, с тем чтобы исключить их неоднозначную интерпретацию в правоприменительной практике. Этому требованию спорная норма не удовлетворяет;

- обращено внимание, что методика оценки конституционности правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности разработана Конституционным судом РФ и сформулирована в целом ряде вынесенных им ранее решений, в том числе и по ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;

- смысл положений ст. 4.5 КоАП РФ допускает их понимание, как предусматривающих, что днем, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является день совершения (обнаружения) административного правонарушения;

- совместная интерпретация ч. 1 ст. 4.5 и ч. 1 и примечания к ст. 4.8 КоАП РФ позволяет избежать неопределенности относительно правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, так как по сути означает, что данный срок должен начинать исчисляться со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения;

- вместе с тем, такая позиция правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности не находит поддержки у Верховного суда РФ, разъяснившего в целях обеспечения единообразия судебной практики в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, что срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться не со дня совершения правонарушения, а по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения;

- однако позиция ВС РФ касательно сроков давности привлечения к административной ответственности (Пленум ВС РФ № 5) не является последовательной. Так, при длящемся административном правонарушении ВС РФ предписывает начинать отсчет срока давности со дня обнаружения административного правонарушения (абз. 3 п. 14); при этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об АП, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, в силу абз. 4 п. 14 постановления Пленума ВС № 5 начинает течь с момента наступления указанного срока. Все это позволяет исчислять срок давности привлечения к административной ответственности по-разному.

Одним из ключевых моментов является то, что судебная практика по данному вопросу, даже после издания постановления Пленума ВС № 5, не является единой. Ряд актов ВС РФ указывает, что срок давности привлечения исчисляется именно со дня совершения правонарушения, а не со следующего за ним дня.

Рассматривается даже вопрос применения аналогии права, а именно: исчисление сроков привлечения к ответственности как в уголовном процессе. С целью применения этой правовой позиции указывается на то, что административная и уголовная ответственность имеют схожие задачи и преследуют общую цель защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка. Часть 2 ст. 78 УК РФ требует исчислять сроки давности привлечения к уголовной ответственности со дня совершения преступления (как и ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ – со дня совершения проступка). А вот п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 устанавливает, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода. К примеру, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т. е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо.

Постановлением Конституционного суда РФ от 17 мая 2022 г. № 19-П ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. Наряду с этим законодателю предписано незамедлительно принять меры по устранению неопределенности в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности. До соответствующих поправок в КоАП РФ исчисление срока давности привлечения к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения. Самое главное – дело заявительницы должно быть пересмотрено.