Согласно постановлению АС Уральского округа от 18 марта 2025 г. № Ф09-667/25 бюджетному учреждению пришлось отстаивать свою позицию в суде, оспаривая претензии ревизоров контрольно-счетного органа.

Предприятие, работающее в сфере ЖКХ, заключало договоры на ремонт и модернизацию инженерных сетей. Полученные от контрагентов неустойки по этим договорам учитывались учреждением как собственные доходы по КФО 2. Однако ревизоры КСП сочли это присвоением средств и потребовали перечислить в бюджет более 1,6 млн руб.

Аргументация проверяющих заключалась в том, что работы по муниципальным контрактам касались муниципального имущества или имущества, закрепленного за другими учреждениями, то есть выполнялись для муниципальных нужд. Согласно Бюджетному кодексу, штрафы и неустойки за нарушения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд должны поступать в бюджет.

Суды всех трех инстанций отклонили такую трактовку. Договоры, по которым взысканы неустойки, были заключены учреждением от своего имени и не в интересах муниципалитета. Получателем штрафных санкций является учреждение, и эти суммы остаются в его распоряжении, формируя его собственные доходы, не являясь неналоговыми поступлениями в бюджет.