В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 объем финансового обеспечения федеральных государственных органов и их территориальных подразделений на приобретение ГСМ определяется с учетом Методических рекомендаций по установлению норм расхода топлив и смазочных материалов, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Аналогичные правила распространяются на многие регионы и муниципальные образования.

При этом необходимо отметить, что в Методических рекомендациях может отсутствовать определенная модель автомобиля либо в силу особенностей эксплуатации транспортного средства фактический расход топлива превышает нормы, установленные Методическими рекомендациями. В данном случае необходимо сделать соответствующий запрос на расчет норм расхода ГСМ в научной организации, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике.

Так, арбитражный суд рассмотрел спор, связанный с использованием территориальным органом федеральной службы соответствующих Методических рекомендаций.

В ходе контрольных мероприятий Казначейство установило факт завышения норм на приобретение ГСМ по некоторым автомобилям по сравнению с теми, что установлены Методическими рекомендациями. Для остальных машин в Методических рекомендациях нормы не установлены. Факт обращения в специализированные научные организации не подтвержден.

По результатам проверки был установлен факт необоснованного списания топлива на сумму более чем 100 тыс. рублей.

В постановлении АС Уральского округа от 14.02.2022 № Ф09-10463/21 доводы Казначейства были признаны правомерными и обоснованными. Суд отметил, что использование Методических рекомендаций федеральными органами и их территориальными структурами является обязательным. Если Методические рекомендации не содержат указаний по конкретному транспортному средству, то для него необходимо применить норму той марки автомобиля, которая наиболее близка к нему по техническим характеристикам, либо обратиться в научную организацию для расчета норм для конкретного автомобиля.

Арбитражным судом был рассмотрен еще один спор по аналогичному вопросу.

Только в данном случае учреждение решило разработать индивидуальные нормы, отличные от базовых, и обратилось за этим в стороннюю организацию. При этом в учетной политике учреждения было установлено, что при определении норм расхода ГСМ используются Методические рекомендации.

При проведении контрольных мероприятий был установлен факт неправомерных расходов на ГСМ, которые были списаны по установленным индивидуальным нормам. Контрольный орган посчитал, что учреждение нарушило обязанность по использованию Методических рекомендаций, а также положения собственной учетной политики.

В постановлении Третьего ААС от 25.01.2022 по делу № А74-3666/2021 позиция контрольного органа также была признана обоснованной. Суд обратил внимание на то, что базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке, могут использоваться учреждением только при условии, что на такой автомобиль нормы расхода топлив не утверждены Методическими рекомендациями.

Кроме того, законодательство устанавливает, что разработку норм могут осуществлять только научные организации, а фирма, в которую учреждение обратилось для расчета норм расхода, согласно данным ЕГРЮЛ не является научной организацией, а осуществляет деятельность в области права и бухгалтерского учета.

В данной связи суд пришел к выводу о том, что в Методических рекомендациях установлены нормы расхода ГСМ для транспортных средств учреждения. Применение таких норм является обязательным, а использование норм расхода топлива, разработанных по заказу, неправомерно.