Так, по одному из дел ТФОМС с профильного диспансера хотел взыскать более 5,5 млн руб. «нецелевки» и полумиллионный штраф. Именно эта сумма пришлась на выплату заработной платы фармацевтов, провизоров и заведующего аптекой структурным подразделением диспансера. Ревизоры назвали эти расходы нецелевыми исходя из того, что эти работники не участвуют в оказании медицинской помощи. По их мнению, выплата заработной платы им должна была производиться из средств регионального бюджета, о чем и указано в штатном расписании учреждения. Однако в решении Арбитражного суда Ульяновской области от 03.08.2022 по делу № А72-5282/2022 выводы ревизоров признаны необоснованными. Суд указал, что в целом лекарственное обеспечение при проведении лечебно-диагностического процесса – это неотъемлемая составляющая часть медицинской помощи. Работа сотрудников аптеки является одним из звеньев в общей цепочке оказания медицинской помощи больному. Одним словом, без лекарств больной не поправится. К работникам аптеки предъявляются требования:
- о наличии действующих сертификатов по соответствующей специальности;
- необходимость выполнения программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи;
- обязанность по обеспечению медучреждения лекарственными средствами в рамках оказания медуслуг в системе ОМС.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что указание в штатном расписании учреждения положений об оплате должности сотрудников аптеки за счет средств бюджета не является основанием для признания расходов по ОМС нецелевыми. Норм федерального законодательства, обязывающих указывать в штатном расписании источник финансирования оплаты труда или согласовывать «штатку» с Фондом, если этим источником являются страховые средства, просто нет. Решение суда пока не обжаловалось. Напомним, что Верховный суд РФ по этому вопросу высказывал противоположную точку зрения: финансировать услуги фармспециалистов нужно за счет регионального бюджета, а не из средств ОМС. Исходил он из того, что согласно Номенклатуре должностей медицинских и фармработников должности «провизор», «фармацевт» относятся к «фармацевтическим». Соответственно, в систему ОМС и в территориальную программу ОМС услуги, связанные с фармацевтической деятельностью, не входят.
С учетом неоднозначности данной позиции советуем придерживаться позиции, согласно которой оплату труда фармацевтических работников необходимо осуществлять из средств бюджета субъекта РФ либо за счет средств, полученных от оказания платных услуг.