Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Если указанными актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запрета или ограничений, заказчики при наличии таких обстоятельств размещают в единой информационной системе (далее – ЕИС) обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки указанного обоснования, а также требования к его содержанию.

Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

При этом при установлении запретов и ограничений заказчикам следует также учитывать позицию Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, представленную в определении от 13.03.2019 № 309-КГ18-16754. Так, заказчик в рамках одной закупки приобретал услуги, в отношении которых запреты и ограничения допуска не установлены, а также товары, входящие в Перечень медицинских изделий, в отношении которых ограничение допуска установлено постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102. В отношении приобретаемых товаров им не было установлено ограничение допуска, предусмотренное указанным постановлением. Заказчик полагал, что ограничение применяется только к контрактам на поставку исключительно товаров. ВС РФ указал, что заказчик обязан был установить это ограничение, несмотря на то что контракт по итогам закупки является смешанным договором, содержащим элементы договора купли-продажи товара и договора возмездного оказания услуг.

Отметим, что в соответствии с ч. 7 ст. 14 Закона № 44-ФЗ положения ст. 14 Закона № 44-ФЗ не применяются при закупках:

- в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности (п. 1 ч. 7 ст. 14 Закона № 44-ФЗ);

- в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п. 2 ч. 7 ст. 14 Закона № 44-ФЗ);

- органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны (п. 3 ч. 7 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Рассмотрим нормативные правовые акты, устанавливающие запреты на допуск к закупкам, а также ограничения и условия допуска к закупкам:

1. Запреты на допуск к закупкам

1.1.      Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (далее – постановление № 1236), которым установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, за исключением государств – членов ЕАЭС, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Случаи, когда запрет на допуск не применяется, указаны в п. 2 постановления № 1236.

Случаи, на которые запрет не распространяется, перечислены в п.п. 3 и 4 постановления № 1236.

В п. 2.1 постановления № 1236 установлено, что понимается под программным обеспечением для целей его применения.

1.2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 (далее – постановление № 1746), которым установлен запрет на допуск к закупкам программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по ОКПД2 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», происходящих из иностранных государств.

Запрет вступил в силу с 26 декабря 2019 года и действует в течение 2 лет (п. 7 постановления № 1746).

В силу п. 2 постановления № 1746 запрет распространяется на товары, являющиеся:

- предметом закупки, в том числе в случае закупки работ (услуг), при выполнении (оказании) которых предусмотрена поставка товаров;

- предметом аренды и(или) лизинга.

1.3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее – постановление № 616), которым установлены:

- запрет на допуск к закупкам промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), по перечню согласно Приложению к постановлению № 616 (далее – Перечень) (п. 1 постановления № 616);

- запрет на допуск к закупкам для нужд обороны страны и безопасности государства (см. п. 14 постановления № 616) промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств – членов ЕАЭС) (п. 2 постановления № 616).

Как указано в п. 4 постановления № 616, запреты распространяются в том числе на товары:

- поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;

- являющиеся предметом аренды и(или) лизинга.

Запреты не применяются в случаях, перечисленных в п. 3 постановления № 616.

2. Ограничения и условия допуска к закупкам

2.1. Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102).

Позиция ВС РФ, изложенная в определении от 13.03.2019 № 309-КГ18-16754, об одновременной закупке товаров, включенных в названный Перечень, и услуг, в отношении которых запретов и ограничений допуска к закупкам не установлено, приведена выше.

О закупках по кодам ОКПД2 32.50.30.110, 20.20.14.000, 28.25.14.110 смотрите письмо Минфина России от 21.07.2020 № 24-03-07/63389.

2.2. Перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102).

2.3. Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832).

2.4. Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878). Ограничения допуска, установленные этим постановлением, действуют до 01 сентября 2021 года (см. абз. 3 п. 13 постановления № 878).

2.5. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289, которым установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Перечень ЖНВЛП на 2020 год утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.

2.6. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, которым утвержден Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), в отношении которых установлены ограничения допуска к закупкам (далее – Перечень, постановление № 617).

Ограничения допуска распространяются на товары, включенные в Перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (п. 4 постановления № 617).

В случаях, указанных в п.п. 11 и 12 постановления № 617, ограничения не применяются.

3. Применение к закупкам у единственного контрагента нормативных правовых актов о запретах и ограничениях допуска к закупкам

Нормативные акты, устанавливающие запреты на допуск, распространяются также на случаи осуществления закупок у единственного контрагента (в том числе и на закупки, осуществляемые на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При этом нормативные акты, которые предусматривают ограничения и условия допуска, к закупкам у единственного контрагента не применяются.

4. Распространение запретов и ограничений на допуск к закупкам на товары, работы, услуги из ЕАЭС

По смыслу ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ запреты и ограничения на допуск иностранных товаров, работ, услуг, установленные на основании ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, не распространяются на товары, работы, услуги, в отношении которых применяется национальный режим при осуществлении закупок в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ. К таким договорам относится Протокол о порядке регулирования закупок – приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Напомним, что в настоящее время сторонами данного Договора являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.