Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Именно данная норма стала предметом обсуждения Конституционным судом РФ вопроса о признании ее не соответствующей Конституции РФ.

Постановления, опубликованные в конце июня на сайте Конституционного суда РФ, содержат ряд определений, которые касаются жалоб от различных граждан и организаций по вопросу конституционности ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Согласно заявлениям граждан, ранее привлеченных к ответственности по данной статье КоАП РФ, значения этой статьи не соответствуют нескольким статьям Конституции РФ, а именно ст. 13 ч. 1–3, ст. 15 ч. 4, ст. 19 ч. 2, ст. 28, ст. 29 ч. 1, 3 и 4, ст. 31 и ст. 55 ч. 2 и 3, ст. 55 Конституции РФ. Как следует из доводов, изложенных в обращениях граждан, статья КоАП РФ, предусматривающая наказание за выражение критического мнения об использовании Вооруженных сил РФ и исполнении государственными органами своих полномочий, нарушает такие права, как:

- свобода совести, мысли и слова;

- свобода собраний;

- запрет на установление государственной или обязательной идеологии.

Кроме того, заявители считают, что эта статья нарушает принцип равенства и запрет на дискриминацию, так как ее действие ограничивается только некритическими мнениями и убеждениями, связанными с использованием Вооруженных сил РФ и исполнением государственными органами своих полномочий за пределами территории РФ.

По итогам анализа заявлений граждан Конституционный суд РФ не усмотрел оснований для их рассмотрения.

Как следует из Определения Конституционного суда РФ от 30 мая 2023 года, в качестве оснований для отказа в принятии к рассмотрению жалоб граждан указано следующее:

- Конституция РФ допускает принятие решений и мер, включая использование Вооруженных сил РФ, для защиты интересов страны, поддержания мира и безопасности;

- гарантированные Конституцией права и свободы не должны использоваться для нарушения конституционного строя и прав других лиц. Защита Отечества является долгом каждого гражданина;

- если действия гражданина, осуществляющего свои права и свободы, противоречат закону и нарушают права и свободы других лиц или общественный порядок, такие действия могут привлечь публично-правовую ответственность;

- федеральный законодатель имеет право и обязан регулировать такие действия с целью защиты общественных интересов и ценностей, охраняемых Конституцией РФ, даже если они выглядят как осуществление конституционных прав;

- статья 20.3.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию деятельности других лиц. Под дискредитацией понимается подрыв доверия граждан к кому-либо или его/ее действиям;

- статья 20.3.3 КоАП РФ не содержит прямого указания на дискредитацию в связи с проводимой в текущий момент специальной военной операцией. Однако российский законодатель явно предусмотрел административную ответственность за такие действия, принимая во внимание этот факт;

- принятые органами государства РФ решения и меры не могут быть произвольными и основываться исключительно на субъективной оценке и восприятии, а должны защищать интересы Российской Федерации и ее граждан, а также поддерживать международный мир и безопасность. Подобное сомнение в подразумеваемой направленности решений и мер указывается как противоречие непосредственным и всеобъемлющим требованиям Конституции Российской Федерации, что является недопустимым;

- публичные действия, в том числе выступления и высказывания в негативном ключе, несут в себе негативную оценку деятельности по защите интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержанию международного мира и безопасности, могут, особенно с учетом накопительного эффекта, уменьшать решимость и эффективность выполнения задач Вооруженными силами России и другими государственными органами и тем самым фактически поддерживать противников интересов России и ее граждан, препятствуя поддержанию международного мира и безопасности;

- статья 20.3.3 КоАП РФ не может рассматриваться как введение обязательной идеологии, пропаганда войны или дискриминация на основе убеждений не нарушает свободу личности выбирать и придерживаться определенных убеждений и действовать в соответствии с ними, если такие действия не являются правонарушениями. Возможность выразить собственное мнение о деятельности Вооруженных сил России и государственных органов, включая указание на недостатки, основанное на открытой, достоверной информации, не подвергается сомнению статьей, хотя разоблачение намеренной дискредитации действий и решений может быть осуществлено.

По итогам анализа жалоб граждан Конституционный суд РФ пришел к выводу, что решение о том, было ли конкретное публичное действие направлено именно на дискредитацию использования Вооруженных сил России в рамках специальной военной операции, является компетенцией судов общей юрисдикции. Отсюда следует, что ст. 20.3.3 КоАП РФ, нацеленная на поддержание общественного и конституционного правопорядка, не нарушает конституционные права исходных заявителей и не противоречит их перечисленным жалобам.