Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ вынесла кассационное определение от 22 ноября 2023 г. № 72-КАД23-3-К8 по результатам проверки законности судебных актов по спору между школой и Роспотребнадзором. Так, общеобразовательное учреждение обжаловало предписание Роспотребнадзора. Однако с учетом того, что подать жалобу на предписание в электронном виде через ЕПГУ не удалось в силу технических причин, школа направила жалобу «на бумаге». Так, при входе в личный кабинет номер спорного КНМ (сформированный в ЕРКНМ) не отображался в списке проверок, проведенных в отношении школы, поэтому и не формировалась жалоба на предписание Роспотребнадзора. Несмотря на этот факт, жалоба оставлена Роспотребнадзором без удовлетворения по одной простой причине – несоблюдение установленного законом порядка обжалования. Школа обратилась в суд с иском о признании неправомерным отказа в удовлетворении жалобы. Суд первой инстанции удовлетворил иск школы, указав, что отсутствие технической возможности подачи жалобы в электронном виде не может препятствовать реализации права заявителя на обжалование решения контрольного (надзорного) органа. Все судебные инстанции «засилили» это решение.

Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ отменила решения нижестоящих судов и приняла новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Верховный суд РФ указал, что действующее законодательство предусматривает только один способ досудебного обжалования решений контрольного органа – в электронном виде посредством специально созданного ЕПГУ и(или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Иных способов подачи жалобы не предусмотрено. Минцифры России подтвердило размещение на ЕПГУ сведений о спорном КНМ еще до выдачи спорного предписания (предписание выдано 19 ноября, сведения о плановой проверке появились на ЕПГУ 29 октября). Помимо этого, доказательств, свидетельствующих о том, что школа обращалась в службу технической поддержки, представлено не было. Отсюда последовал вывод о том, что жалоба, направленная в порядке досудебного обжалования «на бумаге», была подана с нарушением установленного порядка без использования ЕПГУ, соответственно, Роспотребнадзор на законных основаниях отказал в ее рассмотрении.