Принципы, на которых основан Закон № 223-ФЗ, аналогичны принципам контрактной системы в сфере закупок. Положения Закона № 223-ФЗ предоставляют заказчику право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закрепляя их в Положении о закупке. Вместе с тем должностные лица контролирующих органов фиксируют нарушения в том числе и тех правил, которые заказчики сами для себя и установили. Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о закупках, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод. В рамках одного из дел автономным учреждением ежемесячно заключались договоры на оказание услуг горячего питания. Цена каждого из договоров не превышала ограничения, установленные Положением о закупке. Договоры признаны недействительными, поскольку общая сумма расходов оказалась существенно выше таких ограничений. Отстаивая свою позицию, учреждение указывало, что закупка с единственным поставщиком осуществлялась по иным основаниям: непосредственно Положением предусмотрено, что закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае закупки услуг у арендатора или ссудополучателя здания / помещения заказчика, предназначенных для оказания услуг, а также в случае закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика в целях обеспечения единства технологии или обеспечения совместимости товаров, работ, услуг. Этот аргумент не был признан законным Арбитражным судом Пермского края от 25 июня 2024 г. по делу № А50-3805/2024. Аналогичная позиция закреплена в п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного суда РФ 16.05.2018.