Федеральный стандарт «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» содержит требование об обязательном наличии аудиторского заключения, необходимого для подтверждении достоверности бюджетной отчетности на 01 января 2022 года (по решению органа власти или руководителя аудиторского подразделения аудиторское заключение может потребоваться и для подтверждения промежуточной отчетности 2021 года).

1. Для подтверждения достоверности бюджетной отчетности аудит может быть организован следующим образом:

Параметры для сравнения

I вариант

II вариант

Количество аудиторских мероприятий

Одно

Не менее двух

Цель аудиторского мероприятия

1-е мероприятие:

Подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год.

Пример: в 2022 году проводится аудиторская проверка в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности за 2021 год (составленной на 01.01.2022).

Важно! План проведения аудиторских мероприятий на 2022 год, в который включена указанная проверка, должен быть представлен аудиторами на утверждение руководителю органа / учреждения до конца 2021 года

Х

2-е и последующие мероприятия:

Подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение текущего финансового года для подтверждения в очередном финансовом году достоверности годовой бюджетной отчетности за текущий финансовый год.

Пример:

Аудиторским подразделением в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности запланировано проведение в 2022 году нескольких аудиторских мероприятий. В этом случае порядок действий аудиторов будет таким:

1-е мероприятие – подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности на 01 января 2022 года;

2-е мероприятие – проверка порядка выполнения бюджетных процедур учета и отчетности и(или) изучение составленной в течение 2022 года промежуточной отчетности, составленной на одну или несколько квартальных дат (01.04.2022, 01.07.2022, 01.10.2022)

Сроки проведения аудита в целях подтверждения достоверности отчетности

1-е мероприятие:

До наиболее ранней из дат:

- до даты окончания аудиторского мероприятия, указанной в Плане проведения аудита;

- до даты подписания годовой бюджетной отчетности руководителем органа / учреждения

Х

2-е и последующие мероприятия:

Сроки определяются исходя из:

- количества отчетных периодов, за которые составлялась промежуточная отчетность, достоверность которой необходимо подтвердить;

- перечня вопросов, подлежащих изучению, и обязательных действий в рамках каждого аудиторского мероприятия

2. Для вынесения решения о достоверности отчетности проводятся следующие аудиторские мероприятия:

Для вынесения решения о достоверности отчетности аудиторы проверяют и делают выводы о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, в том числе соблюдение порядка формирования и актуализации учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, а также хранения документов бюджетного учета. Кроме того, аудиторы проверяют информацию, представленную в подтверждаемой бюджетной отчетности, на соответствие качественным характеристикам, которые установлены Стандартом «Концептуальные основы...», а именно соответствует ли отчетность требованиям федеральных стандартов и Инструкции № 191н, данным, содержащимся в регистрах бюджетного учета, а также порядку проведения инвентаризации активов и обязательств. Помимо этого, при аудите бюджетной отчетности должен быть сделан вывод о наличии фактов и(или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.

По результатам проверки бюджетная отчетность признается достоверной, если содержащаяся в отчетности информация соответствует всем установленным характеристикам и не содержит существенных ошибок, нарушений и недостатков.

3. Аудит в целях подтверждения достоверности отчетности при централизации организуется следующим образом:

Аудиторское заключение о достоверности бюджетной отчетности является обязательным и при централизации учета и отчетности.

Центрами учета при передаче централизуемых полномочий выступают Федеральное казначейство, региональные (муниципальные) финансовые органы (для органов и учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности на основании решения Правительства РФ или органа власти субъекта РФ или местной администрации), а также централизованная бухгалтерия (для казенных учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности добровольно по договору).

Конкретный способ проведения аудиторских мероприятий будет зависеть от организации внутреннего финансового аудита как в органе (учреждении), учет которого ведется централизованно, так и в центре учета.

Варианты организации ВФА

Кто и что делает в рамках аудиторских мероприятий по подтверждению достоверности отчетности

в органе / учреждении

в центре учета

Организовано аудиторское подразделение

Аудиторы органа / учреждения

1. Проверяют:

- правильность формирования первичных учетных документов, своевременность их передачи в центр учета;

- соблюдение порядка проведения и оформления результатов инвентаризации;

- правильность и достоверность информации в Пояснительной записке и др.

2. Формируют заключение:

- о степени надежности ВФК;

- о наличии фактов / признаков, оказывающих существенное влияние на достоверность отчетности.

Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается!

3. Передают заключение в центр учета

Аудиторы центра учета

1. Выявляют риски искажения отчетности.

2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета.

3. Оценивают надежность ВФК у себя.

4. Анализируют заключение, полученное от аудиторов органа / учреждения. Если заключение признано, формируют суждение о достоверности отчетности органа / учреждения и составляют соответствующее заключение. Если полученное от органа / учреждения заключение не признается, суждение о достоверности аудиторы центра учета формируют на основании результатов аудиторских мероприятий, проведенных в центре учета

Организовано аудиторское подразделение

Полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

Полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

Полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

Организовано аудиторское подразделение

Организовано аудиторское подразделение

Упрощенный способ осуществления ВФА
или
центр учета – БУ / АУ

Аудиторы органа / учреждения

1. Проверяют:

- правильность формирования первичных учетных документов, своевременность их передачи в центр учета;

- соблюдение порядка проведения и оформления результатов инвентаризации;

- правильность и достоверность информации в Пояснительной записке и др.

2. Формируют заключение:

- о степени надежности ВФК;

- о наличии фактов / признаков, оказывающих существенное влияние на достоверность отчетности.

Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается!

В центре учета аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.

Руководитель центра учета в свободной письменной форме представляет руководителю органа / учреждения информацию:

- о соответствии своих операций единой методологии учета и отчетности;

- о наличии фактов / признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности

Полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

Упрощенный способ осуществления ВФА

Полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

В органе / учреждении аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.

Руководитель органа / учреждения представляет центру учета в свободной письменной форме информацию:

- о соответствии выполнения своих операций единой методологии;

- о наличии фактов / признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности

Аудиторы центра учета

1. Выявляют риски искажения отчетности.

2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета.

3. Оценивают надежность ВФК у себя.

4. По результатам выполнения вышеперечисленных мероприятий формируют суждение о достоверности бюджетной отчетности органа / учреждения и отражают его в заключении о достоверности

Организовано аудиторское подразделение

Упрощенный способ осуществления ВФА
или
центр учета – БУ / АУ

Ни в органе / учреждении, ни в центре учета аудиторские мероприятия не проводятся, заключение о достоверности не формируется

4. По результатам аудита мнение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности может быть вынесено следующим образом:

Результаты аудиторского мероприятия

Формулировка мнения о достоверности

Ошибки, нарушения не выявлены

- Порядок ведения бюджетного учета соответствует единой методологии учета и отчетности;

- информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, соответствует качественным характеристикам;

- факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют

Выявлены НЕсущественные ошибки, нарушения

В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:

- порядок ведения бюджетного учета соответствует / не соответствует единой методологии учета и отчетности;

- информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, соответствует / не соответствует качественным характеристикам;

- факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют

Например:

При выявлении таких НЕсущественных ошибок / нарушений, как:

- неактуальная учетная политика;

- нарушения порядка проведения инвентаризации

в суждении о достоверности должен быть отражен вывод:

- порядок ведения бюджетного учета не соответствует единой методологии учета и отчетности;

- информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, не соответствует качественным характеристикам;

- факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют

Выявлены существенные ошибки, нарушения

В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:

- порядок ведения бюджетного учета соответствует / не соответствует единой методологии учета и отчетности;

- наличие фактов, влияющих на достоверность

Например:

При выявлении таких существенных ошибок / нарушений, как:

- несоблюдение порядка оформления и принятия к учету первичных учетных документов;

- несоответствие состава бюджетной отчетности требованиям Инструкции № 191н и Стандартов бухучета

в суждении о достоверности должен быть отражен вывод:

- порядок ведения бюджетного учета не соответствует единой методологии учета и отчетности;

- информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, не соответствует качественным характеристикам;

- наличие фактов, влияющих на достоверность

Недостатки не выявлены или выявлены несущественные недостатки.

Например:

Если внутренний финконтроль не способен в полной мере обеспечить предупреждение / недопущение ошибок и нарушений, однако позволяет их своевременно выявлять и устранять

Признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок ведения бюджетного учета, не выявлено

Выявлены существенные недостатки.

Например:

В ходе проведения аудиторского мероприятия выявлены значимые риски искажения бюджетной отчетности, причинами которых является низкая степень надежности ВФК, при этом величина искажения информации возможной ошибки в отчетности является существенной

Наличие признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок ведения бюджетного учета