Кассационный суд рассмотрел спор о защите прав субъекта персональных данных.
Так, гражданин обратился в банк с заявлением о перечислении денежных средств на его банковский счет на основании судебных решений, а также с заявлением о предоставлении сведений об обработке банком его персональных данных (далее по тексту – ПДн), о сроках такой обработки и сроках хранения ПДн.
Как следует из материалов дела, банк не предоставил ответа на заявления гражданина, в связи с чем последний обратился в суд. В частности, исковые требования гражданина сводились к признанию незаконным бездействия банка по осуществлению денежных переводов и понуждению банка данные переводы осуществить, к признанию незаконным бездействия банка по непредоставлению в установленный законом срок ответа на его запрос в соответствии с ч. 7 ст.14 Закона о ПДн, а также по непредставлению этих данных, а также понуждению банка предоставить сведения об обрабатываемых банком его персональных данных. Кроме того, гражданин посчитал обоснованным взыскать с банка в качестве компенсации морального вреда 100 тыс. руб. Впоследствии по заявлению истца производство по делу в части признания незаконным бездействия банка по осуществлению денежных переводов и обязанию банка осуществить эти переводы было прекращено.
Определением Восьмого КСОЮ от 01 февраля 2022 г. по делу № 8Г-24782/2021[88-443/2022-(88-22400/2021)] требования гражданина были удовлетворены частично.
Суд посчитал обоснованными требования гражданина о признании незаконным бездействия банка по непредоставлению информации, касающейся обработки его ПДн. Суд сослался на положения ч.ч. 3, 7 ст. 14, а также ст.ст. 20 и 21 Закона о ПДн.
Кроме того, суд согласился с доводами гражданина о причинении ему морального вреда бездействием банка. Однако, основываясь на положениях ст. 151 ГК РФ, суд пришел к выводу о необходимости взыскать с банка компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
Доводы банка о том, что у банка не возникло обязанности предоставить запрашиваемые гражданином сведения в силу ч. 4 ст. 18 Закона о ПДн, были отклонены. Положения ч. 4 ст. 18 Закона о ПДн устанавливают, что информация не предоставляется гражданину в том случае, если персональные данные о гражданине получены не от этого гражданина. Доказательств, подтверждающих данный факт, банком не представлено.
Кроме того, суд отклонил доводы банка об отсутствии оснований для взыскания с банка морального вреда. Суд исходил из положений ст. 24 Закона о ПДн, где указано, что для взыскания компенсации морального вреда достаточно установления нарушения прав субъекта персональных данных и(или) нарушения правил обработки персональных данных. Нарушенное право истца было доказано.
Доводы банка о злоупотреблении истцом правом на обращение в суд также были отклонены ввиду отсутствия доказательств того, что истец обратился в суд исключительно с намерением причинения ответчику вреда.