1. Нормативная реализация начала пожароопасного сезона и особого противопожарного периода.
В федеральном и региональном законодательстве разграничены два периода, требующих введения на муниципальных уровнях дополнительных мер борьбы с пожарами:
- пожароопасный сезон;
- особый противопожарный режим.
И тот и другой вводятся региональными властями в зависимости от климатических условий соответствующего субъекта РФ.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в том числе установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К примеру, постановлением Правительства Астраханской области от 13 марта 2025 г. № 128-П «Об установлении начала пожароопасного сезона на 2025 год, о мерах пожарной безопасности на территории Астраханской области в весенне-летний период 2025 года и утверждении перечня населенных пунктов Астраханской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров», начало пожароопасного сезона установлено с 31 марта 2025 года.
Муниципальным образованиям региона необходимо разработать аналогичные НПА, в которых установить свои местные меры профилактики пожаров.
Для начала особого противопожарного режима время еще не пришло, как правило, оно начинается с конца апреля (в наиболее южных регионах) и растягивается до первой половины июня (для северных регионов). И здесь муниципалитетам тоже необходимо быть начеку, так как утверждение указанного режима на региональном уровне также потребует нормативной реализации на местном уровне (поселения, города…).
2. Требования органов Госпожнадзора. Всегда ли следует безропотно выполнять требования инспекторов?
С начала пожароопасного сезона и введения особого противопожарного режима поднимается волна инспекторских «набегов» органов Госпожнадзора на муниципальные образования с целью выявления «прорех» и наказания за них.
Однако участились случаи, когда в решениях о проверках инспекторов Госпожнадзора указано на необходимость предоставления для проверки нормативных правовых актов, полномочия на принятие которых у поселений отсутствуют.
К примеру, инспекторский состав требует наличия в Инструкции о мерах пожарной безопасности положений, устанавливающих меры пожарной безопасности на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.
Эти требования не основаны на нормах закона!
Поясняем, что Разделом XVIII Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 (далее – Правила) закреплены требования к инструкции о мерах пожарной безопасности.
Согласно Правилам инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В Инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы и ряд иных положений.
Следует отметить, что приведенный раздел не содержит требований о необходимости включения в Инструкцию о мерах пожарной безопасности положений, устанавливающих меры пожарной безопасности на земельных участках для ИЖС и ЛПХ.
Более того, право собственности защищено законом, и только собственник (в данном случае земельного участка) имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, администрация не имеет полномочий по установлению обязательных для него Правил.
Помимо этого, Разделом II Правил установлены требования, являющиеся обязательными для всех правообладателей земельных участков (п. 67). Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее – территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы).
3. Паспорт территории населенного пункта. Когда, кому и как разрабатывать?
Согласно п. 414 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила) паспорт населенного пункта и паспорт территории составляются к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также на территорию организации отдыха детей и их оздоровления, территорию садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, по формам согласно приложениям № 8 и № 9.
Таким образом, паспорт составляется по установленной форме, которая заполняется муниципалитетами самостоятельно, исходя из особенностей местной территории. Паспорт населенного пункта и паспорт территории должны содержать достоверную информацию, соответствующую фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на соответствующей территории.
Согласно п. 417 Правил перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
Пунктом 418 Правил предусмотрено, что паспорт населенного пункта и паспорт территории оформляются в трех экземплярах в течение 15 дней со дня принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий, подверженных угрозе лесных пожаров.
К примеру, постановлением Совета министров Республики Крым от 07 марта 2025 г. № 135 «Об утверждении перечней населенных пунктов Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров, в 2025 году и о признании утратившим силу п. 1 постановления Совета министров Республики Крым от 04 марта 2024 г. № 124».
В случае если населенные пункты муниципального образования входят в перечень населенных пунктов Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, необходимо разработать и утвердить паспорт населенного пункта и паспорт территории.