Указанная позиция сформирована на уровне Верховного суда РФ (Определение Верховного суда РФ от 12 марта 2021 г. № 310-ЭС21-306).
Так, одна из стоматологических поликлиник выплачивала заработную плату персоналу, который не участвовал в оказании медицинской помощи (административный персонал). При этом оклад этих работников состоял из средств ОМС, а иные выплаты производились из средств, полученных в рамках оказания платных медицинских услуг.
После проверки данной поликлиники сотрудниками ТФОМС эти действия были расценены как нецелевое использование средств, однако стоматология не согласилась с этими результатами и отправилась искать правды в суде. По результатам рассмотрения дела в судах всех уровней позиция ТФОМС была признана верной.
Как следует из положений закона, тариф на оплату медпомощи включает в себя в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда (ч. 7 ст. 35 Закона об ОМС). На основании п. 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются как затраты медорганизации, связанные с оказанием медпомощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, так и затраты, необходимые для обеспечения ее деятельности, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медпомощи. Виды этих затрат раскрыты в п.п. 158.1–158.16 Правил ОМС. В этот перечень входят затраты на оплату труда и начисления на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медпомощи (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала).
Региональная Программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи говорит о том, что тарифы ОМС устанавливаются Тарифным соглашением, которым, в свою очередь, предусмотрено, что порядок распределения затрат по источникам их финансового обеспечения (ОМС, бюджет и др.) устанавливается локальным нормативным актом (учетной политикой) медицинской организации.
В письме ТФОМС от 23.07.2013 № 5423/21-и указано на недопустимость ситуации, когда при наличии нескольких источников финансирования определенные виды затрат будут возмещаться исключительно за счет средств ОМС.
С учетом того, что стоматология осуществляет оказание медицинской деятельности и имеет несколько источников финансирования (средства ОМС, доходы от платной деятельности), соответственно, исходя из положений Тарифного соглашения она должна установить локальным нормативным актом порядок распределения затрат по источникам их финансирования.
Как было установлено в судебном заседании, учетная политика стоматологии предусматривала, что расходы на оплату коммунальных услуг, услуг по содержанию здания, услуг связи, программного обеспечения, прочих услуг распределяются по источникам финансирования пропорционально полученным доходам, а в отношении источников финансирования затрат на оплату труда и начислений на них, также являющихся общехозяйственными расходами, такого пропорционального распределения в учетной политике установлено не было.
Исходя из указанного, налицо нарушение вышеуказанных положений Тарифного соглашения, выразившееся в неустановлении локальным нормативным актом порядка распределения общехозяйственных затрат в части оплаты труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, по источникам их финансирования.
Суды пришли к выводу, что отсутствие в локальных актах упомянутых положений не предоставляет права для произвольного отнесения таких затрат на средства ОМС при наличии также иного источника финансирования в виде платных услуг.
Верховный суд отказал стоматологической клинике в пересмотре дела.