Верховный суд РФ в Определении от 07 ноября 2023 г. № 301-ЭС23-12467 разъяснил, что арбитражные управляющие, назначенные в рамках процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, вправе обратиться в суд с иском о взыскании дебиторской задолженности к прекратившей свою деятельность организации.
В рамках одного из рассмотренных дел арбитражный управляющий обратился в суд с иском о взыскании с должника задолженности по договору поставки. Кредитор, в отношении которого была проведена процедура ликвидации, был исключен из ЕГРЮЛ. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что производство по делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) – в связи с ликвидацией организации, являющейся стороной по делу.
Отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, Верховный суд РФ указал, что законом могут быть предусмотрены случаи, когда ликвидация юридического лица не влечет прекращения обязательств, в которых оно участвует в качестве кредитора или должника (ст. 419 Гражданского кодекса РФ). В силу п. 5.2 ст. 64 ГК РФ кредиторы организации, запись об исключении которой внесена в ЕГРЮЛ, тем не менее вправе получить удовлетворение своих требований за счет принадлежавшего юридическому лицу имущества (в том числе его прав требования к третьим лицам), а участник такого лица имеет право на распределение имущества в его пользу после осуществления расчетов с кредиторами. ВС РФ также отметил, что заинтересованные лица не вправе самостоятельно обращаться с принадлежавшими организации обязательственными требованиями к ее должникам (п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 11.06.2020 № 6).