Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого закона, то есть с 01.01.2023 (ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ).

Кроме того, на основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2023, уточненные сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляются в территориальный орган СФР в порядке и по форме, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона № 237-ФЗ.

В то же время согласно ч. 1.1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при обнаружении страхователем в поданных им в территориальный орган страховщика сведениях о начисленных страховых взносах факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь обязан внести необходимые изменения в сведения о начисленных страховых взносах и представить в территориальный орган страховщика уточненные сведения о начисленных страховых взносах в порядке, установленном указанной статьей.

То есть обязанность представлять уточненные расчеты за прошлые периоды возникает у страхователя только в том случае, если он самостоятельно выявил факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате.

Об обязанности страхователя подавать уточненные сведения в случае доначисления взносов страховщиком в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ ничего не говорится.

Сведения о страховых взносах за 2020 и 2021 годы представлялись по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381.

Сведения за 2022 год представлялись по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 14.03.2022 № 80 (вступил в силу с 11.06.2022).

При этом по строке 3 таблицы 2 Расчета по форме 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381, отражалась сумма взносов, начисленная территориальным органом ФСС по актам выездных и камеральных проверок (п. 11.3 Порядка заполнения, утвержденного приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381).

Имелась в виду сумма доначисленных взносов в текущем периоде (хотя бы и за прошлые периоды). Сумма этих взносов, таким образом, включалась в общую сумму обязательств страхователя за текущий период.

В Расчете 4-ФСС по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 14.03.2022 № 80, такие данные и вовсе не показывались. То есть в 2022 году эти данные подлежали контролю фондом только в соответствии с утвержденным актом проверок.

Аналогичный подход реализован и в форме ЕФС-1 (раздел 2), утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 № 245п. В этой форме не установлено отражать доначисления страховых взносов по актам выездных проверок за прошлые периоды.

Таким образом, по нашему мнению, суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доначисленные по акту выездной проверки, проведенной органом СФР за прошлые периоды, не отражаются как в форме ЕФС-1, так и в уточненных расчетах по форме 4-ФСС за прошлые периоды.