Главами 22 КАС РФ и 24 АПК РФ установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц.

В постановлении Пленума ВС РФ от 28 июня 2022 г. № 21 даны разъяснения по основным вопросам практики применения указанных глав.

В частности, наименование оспариваемого документа ключевой роли не играет. При разрешении вопроса об оспаривании документа в судебном порядке учитывается его содержание. Так, предметом самостоятельного оспаривания могут выступать решения налоговых и таможенных проверок, а также иных контрольных (надзорных) мероприятий, но не акты, являющиеся основанием их вынесения. Акты выступают средством фиксации выявленных нарушений.

Кроме того, предметом самостоятельного оспаривания не могут выступать документы, выданные в качестве подтверждения определенных обстоятельств либо подтверждения правового статуса лица или правового режима имущества (речь идет о различного рода удостоверениях, свидетельствах, справках и т. п.).

По смыслу рассматриваемых правовых норм к решениям и действиям (бездействию) наделенных публичными полномочиями органов, не имеющих статуса юридического лица, могут быть отнесены решения межведомственных комиссий, экзаменационных, призывных комиссий, ВАК, комиссий по разработке территориальных программ ОМС и др. К решениям и действиям (бездействию) организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, могут быть отнесены решения медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляющих медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством, созданных субъектом РФ бюджетных учреждений, которые наделены полномочиями в сфере определения кадастровой стоимости объектов, и др.

С учетом характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, суд самостоятельно определяет вид судопроизводства, а также процессуальный порядок рассмотрения дела.

При проверке законности оспариваемых решений и действий (бездействия) недопустимо использовать формальный подход. Это означает, что для оценки законности оспариваемых решений и действий (бездействия) недостаточно установить их соответствие положениям действующих норм права. Органы публичной власти и их должностные лица не вправе обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью исполнения формальных требований, если соответствующее решение (действие) может быть осуществлено без их соблюдения (кроме случаев, предусмотренных законом).

При рассмотрении дела суд не может руководствоваться актами, содержащими разъяснения законодательства (методические рекомендации, разъяснения, письма и т. п.), если такие акты противоречат положениям действующего законодательства. Данное правило не применяется, если с учетом разъяснений, в том числе адресованных конкретным лицам, уже были реализованы права (исполнены обязанности) гражданина или организации и вынесение иного решение приведет к умалению доверия к закону и действиям государства.

В пользу заявителя суд может присудить денежную сумму на случай неисполнения судебного акта, когда по результатам разрешения дела, рассмотренного по правилам гл. 24 АПК РФ, на соответствующий орган или должностное лицо возложена обязанность по восстановлению прав и законных интересов гражданина или организации и при этом от надлежащего исполнения судебного акта зависит возможность заявителя беспрепятственно осуществлять его гражданские права. Данное правило не распространяется на дела об оспаривании решений и действий (бездействия) налоговых, таможенных, антимонопольных органов, органов государственного и муниципального контроля (надзора) в сфере публичных правоотношений.

Помимо этого, разъяснения коснулись вопросов, связанных с определением подсудности, а также сроков обращения в суд.