Общество (истец) произвело капитальный ремонт зданий, принадлежащих муниципальному бюджетному учреждению, однако плату за выполненные работы не получило. Истец неоднократно направлял в адрес администрации муниципального образования (ответчика) претензии с требованием об оплате выполненных работ. Впоследствии общество обратилось в арбитражный суд с иском.

Суды трех инстанций не нашли оснований для удовлетворения заявленного требования и отметили, что согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по контрактам на выполнение подрядных работ применяется Закон № 44-ФЗ, а процедура отбора контрагента является обязательной для заключения контракта. Поскольку финансирование работ осуществлялось за счет бюджетных средств, заключение контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ для сторон являлось обязательным, а истец осуществлял подрядные работы в отсутствие заключенного контракта (Определение ВС РФ от 16 ноября 2018 г. № 310-ЭС18-18182).

Таким образом, лицо, выполнявшее работы без контракта, не могло не знать, что работы выполняются при очевидном отсутствии обязательств. Между тем работы не носили неотложный характер.

На основании этого суды пришли к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по оплате выполненных работ.

В свою очередь ВС РФ согласился с доводами нижестоящих судов и отказал обществу в передаче кассационной жалобы на рассмотрение СК по экономическим спорам ВС РФ.