Полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в области участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, направлены на обеспечение функционирования территориальной подсистемы РСЧС, которая создается в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и складывается из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий субъекта РФ.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляются весьма обширные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые порой сходны с полномочиями, предоставленными Правительству РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, что является вполне обоснованным, поскольку комментируемым законом установлены федеральная и территориальные подсистемы РСЧС. Указанное обстоятельство порождает возникновение споров о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также основания и порядок введения режима ЧС определены Федеральным законом от 11 ноября 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного Закона под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Первоочередной целью Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Законом устанавливаются основные принципы защиты населения и территорий от ЧС, где прерогатива отдана именно мероприятиям, направленным на их предотвращение и прогнозирование.

Методическими рекомендациями МЧС органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (Раздел 2 Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Организация работы по осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), предусмотрено следующее.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

К чрезвычайным ситуациям муниципального характера относят такие ситуации, при которых зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и(или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн руб., а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям, проводить рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.

Подготовка территории муниципального образования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно, на основании постановления (решения) главы местной администрации.

В целях организации первоочередного жизнеобеспечения населения, отселяемого из опасных зон при угрозе или возникновении ЧС, решением глав администраций муниципальных образований создаются пункты временного размещения пострадавшего населения (далее – ПВР). Они могут создаваться как в стационарных условиях (в зданиях, удаленных от районов ЧС), так и в полевых условиях.

Пункты предназначены для сбора, регистрации, размещения в местах временного проживания, организации питания и обеспечения предметами первой необходимости населения.

Решением руководителя органа местного самоуправления определяются формирователь, места развертывания ПВР, назначаются начальник пункта и его заместитель.

Полномочие, указанное в ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ, – принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организация и осуществление проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций – неразрывно связано с проведением эвакуационных мероприятий. Эти мероприятия проводятся ОМС сельских поселений.

Отнесение этих полномочий к компетенции сельских поселений согласуется с положениями, закрепленными в постановлении Совета Министров Республики Крым от 31 марта 2015 г. № 154 «О проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Республики Крым».

В пунктах 5–7 постановления Совета Министров Республики Крым от 31 марта 2015 г. № 154 закреплено, что решение о проведении эвакуационных мероприятий в зависимости от масштаба ЧС принимается Главой Республики Крым, главами муниципальных образований Республики Крым, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС, т. е. ОМС всех уровней. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в исполнительных органах государственной власти Республики Крым, органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (всех уровней) и организациях Республики Крым заблаговременно в мирное время создаются:

- эвакуационные комиссии;

- сборные эвакуационные пункты;

- промежуточные пункты эвакуации;

- группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

- оперативные группы по выводу (вывозу) эвакуированного населения;

- эвакоприемные комиссии;

- приемные эвакуационные пункты;

- администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Деятельность эвакуационных органов включает планирование, подготовку и непосредственное проведение мероприятий по выводу (вывозу) населения из зон временного отселения в безопасные районы и первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемого населения.