В ряде случаев учреждения в целях проведения утилизации обязаны прибегать к услугам специализированных организаций, например, при списании имущества, в котором содержатся (или могут содержаться) вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08 декабря 2020 г. № 1027 (далее – Порядок).

Как установлено в п. 4 Порядка, класс опасности вида отходов определяется его химическим и(или) компонентным составом и устанавливается, в частности, на основании сведений, содержащихся в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. Установление класса опасности вида отходов осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО. При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п. 2 ст. 14 Закона № 89-ФЗ).

Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности – в кодифицированной форме по 11-значной системе (п. 9 Порядка ведения госкадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды РФ от 30.09.2011 № 792), где 11-й знак кода обозначает класс опасности вида отходов: 1 – I класс опасности; 2 – II класс; 3 – III класс; 4 – IV класс; 5 – V класс.

Так, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов огнетушители самосрабатывающие порошковые, утратившие потребительские свойства (код 4 89 221 11 52 4), и огнетушители углекислотные, утратившие потребительские свойства (код 4 89 221 21 52 4), относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы).

Огнетушитель содержит множество различных токсичных веществ. Также небезопасными считаются баллоны под большим давлением. Поэтому данные объекты должны быть утилизированы в установленном порядке.

Утилизация огнетушителей представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, которые направлены на безопасный демонтаж всех составляющих огнетушителя с последующим направлением его частей в пункты для последующей переработки.

Переработкой занимаются специальные организации, получившие разрешение от МЧС России на проведение работ. Самостоятельная утилизация средств пожаротушения в учреждениях запрещена. Исключение составляют лишь те учреждения, которые имеют лицензию на утилизацию огнетушителей. Поскольку, как указывалось выше, деятельность по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности, то, соответственно, при отсутствии у учреждения такой лицензии возникает необходимость обращения к специализированным организациям, осуществляющим утилизацию таких видов отходов.

Приказом № 52н введена унифицированная форма Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), которая предназначена для документального оформления списания объектов основных средств, нематериальных активов, иных материальных ценностей (кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением).

Если огнетушители учитываются учреждением в качестве материальных запасов, в соответствии с п. 114 Инструкции № 157н операции по их выбытию (в том числе по основанию списания) должны оформляться на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов, к примеру, Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

При этом с учетом специфики рассматриваемых нефинансовых активов в акте на списание в обязательном порядке в качестве мероприятия, предусматривающего дальнейшую судьбу списываемых огнетушителей, должно быть предусмотрено мероприятие по их уничтожению.

Факт реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании, должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.

Законодательство в настоящее время не содержит четких указаний о наличии и виде первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения. Вместе с тем субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Иными словами, в учетной политике учреждения целесообразно предусмотреть первичные документы, применяемые при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении бюджетного учреждения, в том числе и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе различных проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Учитывая изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы:

- списание огнетушителей как нефинансовых активов учреждения необходимо оформить на основании соответствующих Актов о списании;

- факты проведения уничтожения (утилизации) огнетушителей могут быть подтверждены как актами об уничтожении (утилизации) имущества (в случае осуществления уничтожения (утилизации) собственными силами), так и актами об их передаче на уничтожение (утилизацию), оформленными к договору уничтожения (утилизации) со специализированной организацией.